А фильм-то средненький оказался! И за что все его так хвалят?!

Великий Алексей Октябринович Балабанов потому и был великим, что у него изображение на экране всегда было первично по отношению к звуку. Балабанов не один раз говорил в интервью, что музыка в фильме ни в коем случае не может доминировать, потому что тогда это получится уже видеоклип.

Музыка обязательно должна усиливать изображение, дополнять его, обогащать новыми красками, но ни в коем случае не преобладать. И Алексей Октябринович блестяще воплощал это в своих великих киноработах. Конечно же «Наутилус Помпилиус» был одной из самых популярных рок-групп в конце 80-х, но к моменту выхода «Брата» (1997) известность группы изрядно подрастерялась.

Именно Балабанов вернул Нау зрительский интерес, напомнил о группе широким массам. Жаль, что вскоре Бутусов решил распустить легендарный коллектив, но это уже его заморочки.

Однако, в истории нашего кинематографа имеется несколько фильмов, где аудиоряд сильно подавляет картинку. Например, «Берегите женщин» с прекрасными песнями Антонова и несколько затянутым и расплывчатым сюжетом. «Почти смешная история» из той же серии. Прежде всего, меня попросила написать об этом фильме Ирина, подписчица из Петербурга.

В данном случае мы имеем попытку режиссера Петра Фоменко взять классные, сильно цепляющие песни и усилить ими чрезвычайно неровный фильм. И они в самом деле сильно перевешивают сюжет, действие. «Под музыку Вивальди», «Я леплю из пластилина», «Синий цвет».

Первую Сергей Никитин сочинил в соавторстве с Виктором Берковским, вторую самостоятельно. В «Иронии судьбы» песни Никитина прекрасно дополняют ослепительный киношедевр. В «Смешной истории» фокус не удался. Музыка в разы сильнее изображения и актерских реплик.

Здесь нужно выражаться очень корректно и аккруратно. «Почти смешная история» неплохой фильм в том смысле, что он находится на средне-советском уровне. В наше время был бы отличным. В то время — откровенно слабый на фоне той же «Иронии судьбы» или, например, «Служебного романа» — все 3 картины вышли одна за другой.

Во-первых, кино сильно затянуто. Много лишних планов, сцен, диалогов, героев. Ну например зачем туда засунули странного парня Толю? Только под ногами путается. Или Лазаренко. Михаил Данилов играет хорошо, но слишком уж манерничает. В целом, перемонтировать фильм в односерийный с длительностью примерно 1:15 — 1:20, и он сильно выиграл бы.

Во-вторых, выбор актрисы на роль главной героини. Очень уважаю Ольгу Антонову, но эта работа так и осталась самой большой в ее кинокарьере. Хотя Антонова мелькнула в лучшем фильме упомянутого Балабанова — «Замке». Однако увы, лишь в эпизоде.

Помните, почему Белявского сняли с гайдаевских «12 стульев» уже после начала съемок? Потому что Сергей Филиппов сильно его переигрывал. В данном случае вышло примерно то же самое — Ольга Сергеевна сыграла сама по себе не так уж плохо, и возможно прекрасно смотрелась бы… с кем-нибудь другим, но глыбе Глузскому она конечно же катастрофически уступает.

Даже актеры, мелькнувшие в эпизодах, производят более яркое впечатление, чем Иллария Павловна.

Например, Валентин Гафт.

В-третьих, не могу понять, почему Плес называют «Древнегорск»? Конечно, вот например в «Ты мне — я тебе» герои Куравлева жили в Новостарске, а в «Двух капитанах» в Энске (Псков). Но по кадрам всех трех фильмов (учитывая две экранизации романа Каверина) нельзя в точности понять, где происходит действие.

Что же касается «Почти смешной истории», там постоянно показывают Плес, который любой узнает с первого взгляда, почему-то прицепляя к городку странное несуразное название. Примерно как демонстрировать собор Василия Блаженного и заявлять, что события развиваются в «городе Столиченске».

Или еще проще: вот назвать Плес Древнегорском это то же самое, как снимать фильм про Великую Отечественную Войну, при этом показывать человека с усами и трубкой в кремлевском кабинете и заявлять, что Советским Союзом в указанный период времени руководил «Президент Чугунов» или например «Премьер-министр Медьев». Как-то так.

Великую Волгу Иллария Павловна называет «речкой». Она не знает название реки? Или это не Волга? Но в кадре великая русская река отгадывается моментально.

Вот Плес в фильме.

А вот в сентябре 2022 года. Конечно, деревьев прибавилось, но узнать можно.

В целом, отношения главных героев Мешкова и Алсуфьевой поданы так, что им не веришь. Ну не веришь и всё. Вот Дежкину с Никаноровой сразу верится. И Олегу Чагину с Прищепкиной. И даже в фильмах, где любовная линия несколько на втором плане, она производит намного более яркое и достоверное впечатление, героям сопереживаешь значительно сильнее!

Например, «Верные друзья». Или «Инспектор ГАИ». Когда Зыков целует учительницу, а Лапин бежит на свидание к Наталье Сергеевне, пробирает до слез. Но потуги персонажей «Почти смешной истории» вызывают скорее недоумение и саркастическую ухмылку.

Добавлю, что о взаимоотношениях героев будет подготовлена вторая статья, где мы с вами подробно разберем, что там у них произошло на самом деле и кто из персонажей бесит, а кто вызывает сочувствие.

При этом, легко назову несколько фильмов, которые вы активно критикуете, а я поставлю намного выше «Почти смешной истории». Например, уже упоминавшийся «Ты мне, я — тебе», «Сердца трех», «Спортлото-82», «Большая семья», да например та же самая «Екатерина Воронина».

Оцените статью
А фильм-то средненький оказался! И за что все его так хвалят?!
А может всё-таки можно было как-то попробовать обойтись без рук?