Почему легендарный революционер, став советским чиновником, запретил художественный фильм о себе, в котором он показан настоящим героем?

Этот советский фильм под названием «Красные листья» вошёл в число лидеров проката 1958 года. По количеству проданных билетов в год премьеры он обогнал такие знаменитые киноленты тех лет, как «Добровольцы», «Девушка с гитарой», «Дело было в Пенькове», «Коммунист», «Дорогой мой человек» и др.

Но сегодня среди любителей советского кино мало кто помнит этот замечательный фильм киностудии «Беларусьфильм», хотя в нём снимались настоящие кинозвёзды тех лет: Ия Арепина, Эдуардс Павулс, Михаил Жаров, Клара Лучко, Владимир Дедюшко, Ростислав Янковский, Николай Бармин и другие.

«Красные листья» — это историко-революционный фильм на редкую тему организации в 30-х годах повстанческого движения в оккупированной Польшей Западной Белоруссии. Несмотря на это, он мало похож на пропагандистский фильм, хотя, безусловно, таким является.

Отличная игра актёров, захватывающий сюжет, великолепное операторское и режиссёрское исполнение. Но фильм через три месяца проката пропал с киноэкранов. О причине я напишу чуть ниже.

Главный герой фильма — настоящий коммунист и революционер, в финале сюжета совершает героический поступок и чуть не погибает. Выполняя свой революционный долг, он прямо в зале суда попытался ликвидировать провокатора и тайного сотрудника польской полиции, по вине которого были арестованы, а позже и казнены около двадцати руководителей и активистов компартии Западной Белоруссии.

К сожалению, провокатора от смерти спас бронежилет. Революционер же получил в ответ 19 огнестрельных ранений, но тоже чудом выжил. Выжил, чтобы быть осужденным на смертную казнь. Дальше сюжет рассказывать не буду, чтобы сохранить интригу для тех, кто этот фильм не видел.

Так вот, у этого киногероя (в фильме его зовут Андрей Метельский) был вполне конкретный реальный прототип – легендарный революционер Сергей Осипович Притыцкий. В фильме почти достоверно описаны события его молодости в 1936 году, после которых он чудом остался жив.

Он получил вначале два смертных приговора за вооруженной нападение на суд и за попутку убийства. Но под давлением общественности, польские власти заменили смертную казнь пожизненным сроком.

Через несколько лет, в 1939 году, вовремя наступления фашистских войск, Притыцкому удалось бежать из разрушенного немецкой артиллерией здания тюрьмы.

Позже он примкнул к белорусским партизанам, геройски воевал, пока Красная армия не освободила всю Белоруссию.

После Победы он сделал успешную партийную карьеру. От руководителя белорусского комсомола до Председателя Президиума Верховного Совета БССР и заместителя Председателя Президиума Верховного Совета СССР.

Награжден четырьмя орденами Ленина и двумя орденами Красного Знамени. Легендарного революционера и партийного функционера не стало в 1971 году. После его смерти фильм стали показывать по телевидению. Но нечасто.

В том, что фильм всего через три месяца проката пропал с экранов, историки винят самого Притыцкого. В 1958 году, сразу после премьеры, он посмотрел художественный фильм о себе и остался крайне недовольным!

А в то время он уже занимал высокий пост в компартии Белоруссии. Поэтому по его распоряжению фильм практически сразу запретили показывать на территории Белоруссии, а чуть позже и в других регионах страны.

Так что же не понравилось высокому советскому чиновнику в картине, которая демонстрирует его настоящим героем?

Дело в том, что для красочности сюжета в фильм была включена любовная линия главного героя, которой на самом деле не было. По словам Притыцкого, в то время он полностью отдавал себя подпольной партийной работе и не мог себе позволить не только любовь к женщине, но и вообще любые другие увлечения и занятия.

Но больше всего его расстроило то, что в фильме получилось так, будто главный герой пытается убить провокатора из своей личной мести. Чуть ли не в порыве ненависти. А это нечто личное и мелкое!

На самом деле им двигало чувство возмездия за предательство и потерю товарищей. И он к этому поступку тщательно готовился, как к своей высокой партийной миссии. В свои 22 года он осознанно пришел с оружием в зал суда, понимая, что шансы на выживание мизерны.

И в жизни, и в фильме, он пришёл в суд, чтобы убить провокатора, присвоившего его имя, и оправдаться перед своими товарищами, которые считали его предателем.

Фильм примечателен не только своей исторической основой, но и шикарными ролями Клары Лучко и Михаила Жарова, которые своей игрой затмили исполнителя главной роли — молодого латышского актёра Эдуарда Павулса. Возможно, и это тоже не понравилось Притыцкому, так как оба этих ярких персонажа были полностью вымышленными.

Тем не менее, фильм, с моей точки зрения, очень неплохой! Рекомендую тем, кто не видел его раньше. А таких любителей советского кино, как я предполагаю, немало.

Оцените статью
Почему легендарный революционер, став советским чиновником, запретил художественный фильм о себе, в котором он показан настоящим героем?
«Дон Сезар де Базан»: разочаровние Боярского и последняя роль Богатырёва