55 лет назад на экраны вышел исторический мюзикл «Опасные гастроли». Сценарий приключенческого фильма был написан по дневникам революционерки и первой женщины-министра Александры Коллонтай — при её участии в предреволюционную Россию под видом театрального реквизита ввозили нелегальное оружие.
На основе воспоминаний Александры Коллонтай сценарист Михаил Мелкумов написал историю о французском виконте, открывшем в дореволюционной Одессе кабаре, которое финансировалось большевиками и использовалось ими как прикрытие для подготовки государственного переворота.
Когда сценарий был готов, драматурга вместе с режиссёром Георгием Юнгвальдом-Хилькевичем вызвали в ЦК. От кинематографистов потребовали немедленно вырезать из текста все упоминания про оружие — якобы большевики должны были готовить идеологическую революцию и везти из-за границы книги и листовки.
На попытки сценариста показать вырезки из дневников Александры Коллонтай, ему лишь заявили: «Да что могла написать эта старая дура?!».
За музыкальную часть в фильме отвечал конферансье и куплетист Жорж Бенгальский. Эта роль писалась сразу под Владимира Высоцкого, но его кандидатуру в Госкино не утвердили. Тогда режиссёр начал формальные пробы — все актёры знали, что Юнгвальд-Хилькевич хочет добиться разрешения на съёмки Высоцкого, и специально играли плохо.
Режиссёр принёс в Госкино пробы Юрия Каморного, Вячеслава Шалевича и Романа Громадского, которые откровенно валяли дурака перед камерой, и пригрозил вообще отказаться от работы, если кого-то из них утвердят. В Госкино пошли на попятную и разрешили взять Высоцкого. Правда за это потребовали, чтобы в фильме вместо Маргариты Тереховой роль Софи исполнила Лионелла Пырьева.
Специально для фильма Владимир Высоцкий написал «Куплеты Бенгальского» и «Романс при свечах», а также исполнил задорную «Розу-гимназистку» на стихи Александра Репникова. Звучала в фильме и популярная песня «Моя цыганская», но была вырезана по распоряжению худсовета.
А вот цыгане в фильме были — супруги Рада и Николай Волшаниновы из театра «Ромэн» сыграли Раду и Николая Грановских. Все танцевальные номера исполнил Ансамбль хореографических миниатюр.
Секретарь Одесского обкома партии издал указ, запрещающий селить Владимира Высоцкого в гостиницы, поэтому актёр и приехавшая к нему Марина Влади жили у режиссёра. На съёмочной площадке смеялись, что Георгий Юнгвальд-Хилькевич любит Высоцкого даже больше, чем свою жену.
Авторитет актёра и певца был непререкаем. Если ему что-то не нравилось, то всё сразу переделывалось. Например, Высоцкому не понравилась съёмка сцены отдельными эпизодами: «Что мы снимаем какую-то мельтешню?». Тогда режиссёр сразу стал снимать сцену длинным планом.
На съёмках фильма случайно пострадал Борислав Брондуков. Он играл сторожа Антипа, который пытался помешать подпольщикам вынести со склада листовки. Подпольщики Владимир Высоцкий, Николай Федорцов и Георгий Юматов должны были запихнуть сторожа в подвал.
Актёры так вошли в раж, что на одном из дублей разбили Брондукову нос. Этот дубль и попал в фильм — в кадре видно, что актёры замешкались у входа в подвал и постоянно оглядываются на оставшегося там Брондукова.
«Опасные гастроли» были первым фильмом Одесской киностудии, в котором появилась её фирменная заставка — бригантина и звук корабельных склянок. Заставку придумали специально к полувековому юбилею киностудии, который отмечали в 1969 году. Бригантина была отчеканена из металла и снята на голубом фоне, символизирующем море.
В Госкино готовый материал приняли в штыки. Там ожидали увидеть лёгкий фильм о героических революционерах, но никак не варьете с канканом и цыганскими романсами. Режиссёра обвиняли в попытке снять кино по лекалам Голливуда и говорили, что его картина — глумление над революцией.
В журнале «Искусство кино» вышла огромная статья, которая не оставляла от фильма камня на камне. Этот номер был мгновенно раскуплен, но совсем не из-за содержания — дело было в том, что статья сопровождалась большим количеством фотографий Высоцкого.
В то время на полке уже лежал похожий фильм «Интервенция» с Владимиром Высоцким, и «Опасные гастроли» собирались отправить туда же. Однако картине помог случай. По легенде, на одном из закрытых просмотров для высокопоставленных лиц оказался Анастас Микоян.
Посмотрев кино, он сделал неожиданное признание: рассказал, что в своё время тоже ввозил оружие — именно так, как показано в фильме. После этого «Опасные гастроли» тут же выпустили в широкий прокат.