Остается только гадать: режиссер не заметил эти ляпы или же оставил намеренно.
Легендарная комедия Леонида Гайдая «12 стульев» давно разобрана на цитаты, но даже спустя полвека после премьеры этот фильм продолжает удивлять зрителей. В картине, ставшей лидером советского кинопроката 1971 года с аудиторией в 39,3 миллиона человек, скрывается целая россыпь забавных киноляпов, которые режиссер то ли намеренно оставил, то ли они появились в спешке.
От загадочно меняющейся одежды персонажей до своенравной мебели и предметов интерьера, живущих собственной жизнью — вот 10 ошибок из гайдаевской комедии, которые многие упускают из виду.
- Плакат сам поменял свои пропорции
- В одной и той же сцене великого Никулина не узнать
- Скелета одевают дважды?
- В кадр попали лишние люди, которых зрители не должны видеть
- Путаница с количеством ордеров в руках Бендера
- Модницы позавидуют: берет сам меняет цвет
- Музейная табличка решила поиграть в прятки с законами физики
- Так откуда потоп? Ванна или раковина?
- Лампа в дворницкой то выше, то ниже
- А что со временем на часах?
- Бонус: редкие факты о фильме, после которых его захочется пересмотреть
Плакат сам поменял свои пропорции
Сцена создания агитационного плаката на пароходе таит в себе поразительную художественную метаморфозу. Начинается все вполне скромно: Остап и Киса, вооружившись минимальным форматом 3×4, берутся за творческий эксперимент с тенью Воробьянинова.
Но в процессе работы происходит настоящее чудо преображения — финальный результат поражает зрителей гигантским полотном невероятных размеров.
Такой неожиданный скачок от камерного эскиза к монументальному шедевру словно намекает: талант великого комбинатора способен раздвигать не только границы возможного, но и физические размеры холста.
Этот визуальный парадокс стал еще одним изящным штрихом в калейдоскопе киношных неточностей, которые делают фильм только очаровательнее.
В одной и той же сцене великого Никулина не узнать
Внимательные зрители заметили любопытную деталь в сцене преображения Кисы Воробьянинова. Дворник в исполнении Юрия Никулина, предвкушая увидеть результат бритья «барина», появляется в светлой рубашке и фартуке.
Но в момент падения в обморок его образ внезапно меняется: исчезает фуражка, волосы становятся темнее, а вместо привычного наряда появляется черная жилетка.
Причина такого волшебного преображения проста — в кадре падения снимался другой актер, подменивший Никулина. Этот киноляп стал одним из самых интригующих в фильме, хотя большинство зрителей его не замечают, увлеченные комичностью момента.
Кстати, мало кто знает, но Юрий Никулин мечтал сыграть в этом фильме совсем другого персонажа. Он сам попросил Гайдая, чтобы тот дал ему роль Кисы Воробьянинова. Гайдай провел пробы, но любимый актер никак не вписывался в типаж Кисы. Тогда режиссер предложил ему маленькую роль дворника — Никулин взялся за нее с удовольствием.
Скелета одевают дважды?
В студенческом общежитии разворачивается забавная сцена с анатомическим скелетом, где режиссер, сам того не желая, подарил зрителям очаровательную загадку.
Остап Бендер, верный своему артистичному характеру, решает приодеть костлявого «студента» — сначала украшает его шляпой и шарфом. Но тут происходит необъяснимое.
Когда Киса Воробьянинов тут же бросает взгляд на скелет, тот уже в пиджаке великого комбинатора.
А через несколько секунд мы видим, как Бендер снова подходит к скелету и… повторно набрасывает на него тот самый пиджак.
В кадр попали лишние люди, которых зрители не должны видеть
В сцене, где Бендер и Воробьянинов остаются ночью в пустом театре, происходит нечто странное. Внезапное землетрясение застает героев врасплох, и Киса эффектно падает навзничь. Казалось бы, обычный драматический момент, но внимательный взгляд улавливает в кадре две загадочные фигуры.
Это ассистенты режиссера, которые заботливо подхватывают падающего актера. По задумке, в театре не должно быть ни души, кроме Воробьянинова и Бендера, но киношные «ангелы-хранители» случайно попали в кадр, создав один из самых очаровательных технических промахов фильма.
Путаница с количеством ордеров в руках Бендера
Великий комбинатор и здесь не упустил возможность продемонстрировать свое мастерство фокусника. В сцене с ордерами происходит настоящее чудо: Остап Бендер торжественно забирает внушительную стопку ордеров из 4 штук, но каким-то магическим образом в руках Кисы оказываются всего два листочка.
*
Куда исчезли остальные бумаги? Возможно, они растворились в воздухе, как и многие другие аферы Бендера, а может быть, это тот самый случай, когда монтажеры решили добавить капельку волшебства в историю великого комбинатора.
Модницы позавидуют: берет сам меняет цвет
Берет одного из персонажей демонстрирует удивительную способность к перевоплощению прямо на глазах у зрителей. В соседних кадрах этот элегантный головной убор словно играет в модное дефиле, меняя свой цвет с неожиданной легкостью.
*
Такое спонтанное преображение берета можно было бы списать на капризы освещения, но внимательный зритель заметит: это не игра света и тени, а самый настоящий костюмерный казус. Впрочем, этот маленький модный конфуз только добавляет фильму особого шарма, напоминая о том, что даже в мире кино случаются свои модные метаморфозы.
Музейная табличка решила поиграть в прятки с законами физики
В сцене, где герои оказываются в музее, информационная табличка демонстрирует поразительную мобильность: она то взлетает выше, то опускается ниже на стене между соседними кадрами. Да и сам размер вывески тоже меняется.
*
Этот танцующий элемент музейного декора создает забавный визуальный диссонанс, словно невидимый смотритель музея постоянно экспериментирует с расположением таблички, пытаясь найти для нее идеальное место.
Так откуда потоп? Ванна или раковина?
В сцене с затоплением квартиры сценаристы подарили зрителям настоящий водный парадокс.
По сюжету инженер наслаждается водными процедурами в ванной, но вода, устроившая потоп, каким-то чудесным образом льется из крана в раковине.
*
Получается, что когда Щукин принимал душ, стоя в ванной, в раковине тоже лилась вода? Такое вряд ли возможно. Зачем одновременно включать воду и там, и там?
Такая гидравлическая головоломка заставляет задуматься: то ли инженер обладает сверхъестественной способностью находиться в двух местах одновременно, то ли вода в этой квартире живет по своим законам.
Лампа в дворницкой то выше, то ниже
Дворницкая в фильме живет своей особой жизнью, и даже лампа здесь не прочь поиграть в прятки со зрителем. Присмотритесь к сценам в каморке дворника: уровень подвеса светильника словно дразнит наблюдательного зрителя, меняя свое положение от кадра к кадру.
*
То он висит почти у самого потолка, то опускается пониже, будто невидимый осветитель решил поэкспериментировать с высотой освещения. Такая своенравная лампа добавляет этому уютному уголку особый шарм, превращая технический недочет в милую причуду старой дворницкой.
А что со временем на часах?
Часы в фильме словно живут в параллельной реальности, где время течет по своим законам. При общих планах они чинно отсчитывают минуты, но стоит камере приблизиться для крупного плана, как стрелки начинают вести себя совершенно непредсказуемо.
*
Этот забавный временной парадокс создает ощущение, будто часы решили подшутить над зрителями, показывая в соседних сценах совершенно разное время.
Бонус: редкие факты о фильме, после которых его захочется пересмотреть
А теперь отвлечемся от киноляпов и окунемся в удивительный мир закулисья легендарной комедии. Путь «12 стульев» к экрану оказался извилистым и полным неожиданностей.
Мало кто знает, но Леонид Гайдай буквально выстрадал право на экранизацию своей любимой книги. Когда режиссер впервые обратился в Госкино, выяснилось, что проект уже забронировал Георгий Данелия. Судьба улыбнулась Гайдаю, когда Данелия неожиданно отказался от идеи, признавшись в потере вдохновения.
Особой детективной историей обернулись поиски знаменитых стульев от Гамбса. После долгих поисков нашлась единственная владелица оригинального гарнитура, но продавать реликвию она наотрез отказалась. Пришлось ограничиться фотографиями и точными замерами, а изготовить копии согласились только мастера из Арабских Эмиратов.
Еще одна интересная история связана с озвучкой фильма. Мало кто догадывается, что голос Остапа Бендера принадлежит не Арчилу Гомиашвили, а актеру Юрию Саранцеву. Этот факт стал причиной многолетнего конфликта между Гомиашвили и Гайдаем — актер был настолько обижен, что заявил:
«Если бы я знал, что Гайдай так поступит, никогда бы не стал сниматься в этом фильме»
После завершения съемок четыре уцелевших стула Гайдай выкупил у киностудии и установил в своем рабочем кабинете — как напоминание о любимом проекте. А фильм, несмотря на все закулисные перипетии, стал настоящим триумфом — его посмотрели 39,3 миллиона зрителей, что сделало картину лидером советского кинопроката 1971 года.