В Доме-музее Константина Станиславского прошла театрализованная презентация (со сценками, разыгранными артистами МХТ, с воспоминаниями актеров) мемуаров народной артистки СССР Софьи Пилявской «Грустная книга».
Это переиздание. Но 21 января исполняется 25 лет со дня смерти Софьи Пилявской. К этой дате не только книга, но и небольшая выставка в музее Станиславского, посвященная Пилявской. Её фотографии из личного архива, старинные вазочки, которые она дарила дому-музею.
Софья Пилявская — актриса второго поколения мхатовцев, легенда Художественного театра. Как говорит главный хранитель музея МХАТ Евгений Конюхов, Софья Станиславовна являла собой пример интеллигентности и аристократизма. Хотя в театре её запросто звали Зосей.
Родилась Пилявская в мае 1911 года в Красноярске в семье польских дворян. Её отец был убежденным революционером, большевиком со стажем. Своей верностью идеалам революции он принес немало бед и проблем семье. Его не раз арестовывали, исключали из университета и в конце концов отправили на вечное поселение в Красноярск, где и родилась его дочь – будущая актриса Художественного театра.
Среди многочисленных друзей отца были и представители творческой интеллигенции. По знакомству они устроили прослушивание Софьи, мечтавшей стать актрисой, в Драматической студии Зинаиды Сергеевны Соколовой, сестры Станиславского. Увы, на этом прослушивании Зося с треском провалилась. Дело в том, что у Пилявской был сильный польский акцент, из-за которого она не смогла бы работать в русском театре.
В течение года она этот акцент исправляла. И в следующий раз её в студию приняли. После трехлетнего обучения она поступила во вспомогательный состав Художественного театра. Там на неё обратил внимание Немирович-Данченко и стал давать роли. Не главные: то горничной, то стенографистки, то старушки в III акте… Хотя, казалось бы, такая красавица должна играть только героинь.
В театре Пилявская познакомилась с любовью всей жизни, своим будущим мужем – актером Николаем Дорохиным. Их счастливая супружеская жизнь продолжалось 20 лет. Дорохин умер в 48 лет 31 декабря 1953 года за 20 минут до полуночи.
Это случилось в квартире Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, где он с женой собирался встречать Новый год. Больное сердце… Софья Пилявская пережила мужа почти на полвека. Тогда ей было 42. Она была невероятной красавицей. Но замуж больше не вышла. После смерти мужа одевалась только в серый, черный и белый цвета.
В её жизни было немало и других горьких потерь. Возможно поэтому свои мемуары она назвала «Грустной книгой». Осенью 1937 года арестовали её отца -за «тройной шпионаж», через два месяца его расстреляли. Вскоре уволили с работы её брата. Пилявскую тоже должны были «убрать» из Художественного театра, как члена семьи врага народа. Но за неё заступился Станиславский. В начале войны погиб её брат.
В 50-ые годы Пилявская начала преподавать в Школе-студии МХАТ. Среди её учеников: Александр Лазарев, Вячеслав Невинный, Алла Покровская, Анатолий Ромашин, Татьяна Лаврова…
«Аристократичная, всегда элегантно одетая, с неброским маникюром и безупречными манерами» — так вспоминают Пилявскую её ученики, а она прививала им вкус и хорошие манеры.
Считается, что её красота помешала ей в карьере. Но она твердо верила: всё в жизни поправимо, если есть то, во что свято веришь. Чему ты преданно служишь до последнего дня. Для неё это был Московский Художественный театр.
— Для актрисы Софья Станиславовна была слишком интеллигентным человеком, — считает писательница Татьяна Бронзова, которая работала во МХАТе в одно время с Пилявской. – В театре актрисы ведут себя более нахально, нахраписто. Ей это было совершенно несвойственно. Она не плела интриг. Что тоже редко встречается среди актрис.
Она была интеллигентным, порядочным человеком, получившим прекрасное воспитание. Она из аристократической семьи. У неё были красивые, ухоженные руки, даже когда она была в возрасте. Однажды я спросила, что она делает, чтобы руки оставались молодыми. Она ответила: я этими руками никогда не стирала и не готовила.
В доме у неё всегда была прислуга, которую брали из деревни. Так было принято в семье её родителей. В её квартире ещё с молодости жила помощница Соня, которая выполняла всю домашнюю работу: готовила, убирала, стирала… У Сони была своя комнатка с окошечком при кухне. Они вместе прожили всю жизнь.
А ещё Пилявская по рецепту свой мамы делала потрясающий крем для рук из глицерина. Этим кремом она мазала руки на ночь и спала в полотняных перчатках. Вот и весь секрет.
— Она была очень требовательной, честно относилась к профессии, хотя в старом МХАТе сыграла мало больших ролей, — продолжает Татьяна Бронзова. — Она была очень хорошенькая, но маленького роста.
Свою первую большую роль – Машу в «Кремлевских курантах» по пьесе Погодина, сыграла, когда ей было за 30, театр находился в Саратове в эвакуации. До этого у нее были эпизодики. И вообще до прихода Олега Ефремова в театре играла мало.
У Ефремова она прекрасно сыграла бабушку в спектакле «Валентин и Валентина». Когда она играла дам из высшего общества, баронесс или княгинь, ей верили абсолютно. Другие артисты изображали «высший свет», а у неё это было на генетическом уровне.
Она была талантлива, но для определенных ролей. Она не играла современных социальных героинь. Софья Станиславовна – дворянка из прошлого века. Удивительная женщина, сегодня таких нет. У неё не было детей. Их заменили её ученики, к которым она очень хорошо относилась.
У Софьи Пилявской с полсотни работ в кино. Пожалуй, самая известная её роль – тётушка Костика Алиса Витальевна в «Покровских воротах». Если бы не Пилявская, этот любимый миллионами зрителей телевизионный фильм мог бы лечь на полку.
Картине не выдавали прокатного удостоверения. И тогда Пилявская пошла на прием к председателю Телерадиовещания Сергею Лапину, который уважал мхатовских стариков и, конечно, прокатное удостоверение сразу же было получено.
В 1991 году Софья Пилявская одна из последних получила звание народной артистки СССР.