Почему Марк Захаров считал «12 стульев» своим главным провалом?

Поклонники «12 стульев» Ильфа и Петрова делятся на три типа. Первые видят в роли «великого комбинатора» только Арчила Гомиашвили из киноадаптации Гайдая. Вторые на век покорены Андреем Мироновым, блестяще сыгравшим в экранизации Марка Захарова, вышедшей на пять лет позже.

Третьи же признают достоинства обеих картин и с удовольствием пересматривают их и по сей день. Зато создатели киноверсий в споре о том, какая из них вышла удачней, более категоричны.

Арчил Гомиашвили рассказывал, что однажды Гайдай позвонил ему и сказал: «Через полчаса можете включить телевизор и увидите уголовное преступление». На вопрос изумлённого актёра «Что такое?» Леонид Иович ответил: «»Двенадцать стульев», снятые Марком Захаровым». Однако и сам Марк Анатольевич был недоволен своим творением, он всю жизнь ругал себя за эту работу. Почему? Расскажем в статье ниже.

Свои «12 стульев» в 1971 году Гайдай снимал уже будучи опытным и известным режиссёром. Марк Захаров приступил к работе над своей версией, когда за плечами у него были лишь театральные постановки и дебютная картина «Стоянка поезда – две минуты». Все его культовые фильмы – «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви» – были ещё впереди.

На главные роли он без проб утвердил забракованных его коллегой актёров – Андрея Миронова и Анатолия Папанова. Захаров работал с ними в Театре сатиры, поэтому был уверен, что «это не те люди, которых надо пробовать».

Часть актёрского состава Гайдая перекочевала на съёмочную площадку Захарова: это Савелий Крамаров, Георгий Вицин, Эдуард Бредун, Юрий Медведев, Павел Винник, Григорий Шпигель и другие. Мадам Грицацуеву у Захарова сыграла Лидия Шукшина, которой пришлось во время съёмок похоронить отца.

Актриса безупречно справилась с ролью, но из-за горя она уходила плакать на перерывах и отказалась петь в кадре весёлую песню «Шимми», поэтому зрители слышат в этом эпизоде голос певицы Валентины Игнатьевой. В «12 стульях» открылся яркий талант Любови Полищук: роль танцовщицы стала её дебютной работой.

Захаров перед тем, как взяться снимать сериал по Ильфу и Петрову, неоднократно перечитывал роман. Эта мечта зрела в нём очень долго. Режиссёр хотел создать более легкую и музыкальную картину с определённой долей лоска и передать своё видение сюжета и героев. О своей творческой идее он говорил так:

«Я не конкурировал с традиционным кино. И в результате я составил своего рода литературно-музыкальный обзор с большими текстовыми блоками, полностью взятый из первоисточника».

Однако режиссёр был очень разочарован тем, что у него вышло в итоге. Он назвал комедию бездарной и главным провалом своей жизни. Дело было не в сценарии, не в актёрах, и не в музыке. Напротив, о коллегах Захаров отзывался с большим пиететом, считая их гениями. А вот самому себе он не мог дать такую высокую оценку.

Марк Анатольевич, стараясь быть объективным, слишком придирчиво оценивал свою работу и видел в ней одни лишь недостатки. Он прямо говорил, что ему не «не хватило умения, воли», «не хватило таланта», чтобы воплотить свою задумку.

«Картина вышла затянутой, почти без натурных съемок, фанерные декорации, уйма закадрового текста – в общем, не бог весть что!»

Справедливости ради, сериал снимали при очень низком бюджете, поэтому не удивительно, что на экране так много декораций и что они весьма скромны. Однако всё же Марк Анатольевич был излишне самокритичен. Позже он ругал себя и за свои знаменитые кинохиты, в интервью он признавался, что смотрит их с трудом.

Очевидно, внутренний перфекционист не давал ему закрыть глаза на незначительные ошибки и насладиться атмосферой и внутренней красотой своих работ. Но время расставило всё по своим местам: фильмы Захарова стали сокровищами отечественного кинематографа и нашли своих поклонников.

Оцените статью
Почему Марк Захаров считал «12 стульев» своим главным провалом?
Почему в кадре вместо Натальи Варлей оказалась другая актриса, и другие факты о фильме «Вий» 1967 года