Нина Иванова ворвалась в мир кино, словно свежий ветер. После «Весны на Заречной улице» она стала любимицей миллионов: простая, искренняя, настоящая. Ей завидовали, ею восхищались, а на съемочной площадке, казалось, буквально горели страсти. Но за этим сиянием всегда скрывалась тень.
Почему она вдруг исчезла с экранов? Ходили слухи, что не все коллеги радовались ее успеху. Один из них – известный актер, с которым Нина делила кадр, – и вовсе не скрывал своего отношения к ней. Что он говорил?
Что же произошло с яркой звездой, которая так внезапно угасла? Ответы – в этой статье.
Девочка, что спасла семью и покорила кино
Едва успела получить аттестат, как жизнь уже крепко взяла ее за руку и потащила вперед. Нине Ивановой некогда было сидеть на уроках – заботы, словно снежный ком, свалились на хрупкие плечи 16-летней девушки.
В 1949 году отец оставил семью – маму и четверых дочерей, самой младшей из которых было всего несколько месяцев. Никто уже не скажет, что заставило его так поступить. Но тогда Нина, как старшая, приняла решение, на которое далеко не каждый решился бы.
Она бросила школу и пошла работать. Не из прихоти – иначе семья просто не выжила бы. Завод «Кинап», где производили киноаппаратуру, стал ее вторым домом.
Контролером ОТК она проработала пять лет. Именно тогда Нина впервые взяла на себя роль кормильца – не детскую и не женскую, а по-настоящему взрослую.
Но об образовании она не забыла. Учебу Нина все же закончила – в школе рабочей молодежи. Девушка знала: путь вперед не заканчивается на заводских цехах.
Кино и война: первые шаги в искусстве
На самом деле, кино в ее жизни появилось задолго до завода. Нине Ивановой было всего девять, когда она впервые оказалась на съемочной площадке. Это был фильм «Жила-была девочка».
Снимали его в самом сердце войны, в 1943 году. На роль Насти, одной из двух главных героинь, Нину выбрала ассистент режиссера прямо в школе.
Сюжет картины рассказывает о двух маленьких подружках, Насте и Кате, которые переживают ужасы блокадного Ленинграда. Худенькая, с огромными глазами, Нина идеально вписалась в этот образ. Даже грим ей был не нужен: детство, полное лишений, само нарисовало нужные черты.
Съемки проходили в Ленинграде, который только-только начал восстанавливаться после блокады.
«Жила-была девочка» – картина, от которой даже спустя годы ком в горле и слезы на глазах. В годы войны в кинотеатрах на худенькую Настеньку, бродящую по осажденному Ленинграду, взрослые мужчины смотрели, не стесняясь вытирать глаза. В этой истории героиня Нины становится настоящей мамой для своей подружки Кати.
Ирония в том, что сюжет фильма почти в точности повторил реальную жизнь актрисы. Нина заменила своим сестрам отца, взяв на себя всю заботу о семье. С 16 лет она зарабатывала, поддерживала родных и помогала сестрам до самой глубокой старости.
«Киевлянка» и жизнь без сценария
Одна из племянниц Нины называла ее мамой – ведь заботиться о ребенке больше было некому. Жизнь сестер Ивановых сложилась непросто. Нина старалась быть опорой для всех, но с каждой бедой справиться не могла. Самой тяжелой утратой для нее стал уход той самой племянницы, которую она воспитывала как родную.
Сосед актрисы, Владимир Фадеев, вспоминал:
– Наталья часто болела, и заботиться о девочке в семье было некому. Нина взяла все на себя. Теперь их имена стоят рядом на одном памятнике.
После этого Нина осталась совсем одна – ни детей, ни близких рядом. Годы, полные забот и испытаний, сделали ее характер еще тверже, а от той юной девушки из «Весны на Заречной улице» осталась только фотография.
Когда героиню выбирают сердцем
В 1956 году Марлен Хуциев предложил Нине сыграть главную роль в фильме «Весна на Заречной улице». Девушка, что пришла с улицы, покорила режиссера своей естественностью. Но не все разделяли его уверенность. Николай Рыбников, партнер Нины по картине, не скрывал недовольства.
– Это провал. Взять на главную роль девушку без образования – значит поставить крест на фильме, – утверждал он.
Но Хуциев был непреклонен. Для него Нина была той самой героиней – настоящей, искренней, как и сама история. И он не ошибся.
На съемочной площадке Нина приковывала к себе внимание всей команды. Ею восхищались все, кроме Рыбникова, который так и не смог разглядеть в ней ту самую искру.
А вот Хуциев, пораженный ее талантом, надеялся, что рабочие отношения перерастут в нечто большее. Но девушка отдала свое сердце оператору Радомиру Василевскому, оставив режиссера ни с чем.
Любовный сериал на съемочной площадке
На съемках «Весны на Заречной улице» страсти кипели так, что свет софитов мог бы и не понадобиться. За сердце Нины Ивановой развернулась настоящая битва. Марлен Хуциев был очарован ей, но конкуренцию ему составил оператор Радомир Василевский. А тут еще объявилась жена Василевского – Лиля.
Кто-то подсказал Лиле, что у мужа в Одессе появилась новая пассия, и женщина сорвалась с места, чтобы разобраться. Но Радомира это не остановило. Как только съемки закончились, он и Нина стали жить вместе, несмотря на все скандалы.
Счастье с Василевским: коротко, но ярко
Радомир не мог сразу развестись с Лилей. Говорили, она так тяжело перенесла весь этот драматичный расклад, что даже временно лишилась зрения от нервов. Но это не помешало ему сделать выбор в пользу Нины. После всех перипетий они поженились. Правда, вместе прожили недолго, но тот короткий период был действительно счастливым.
Черное море и новые интриги
В 1963 году Нина снималась в картине «Шурка выбирает море», которую снимали у самого Черного моря. Там снова начались любовные переплеты. Вторым режиссером фильма был Андрей Хржановский, который в будущем стал знаменитым мультипликатором и создал культовый мультфильм «Дом, который построил Джек».
Хржановский потерял голову от Нины, и это видели все вокруг. В воздухе явно витал роман, но что между ними было на самом деле, осталось за кулисами. Узнал ли об этом Радомир – тайна. Но как бы там ни сложилось, их брак с Ниной подошел к концу.
Последний брак и точка в поисках семьи
После развода с Василевским Нина снова попыталась построить личную жизнь. Она вышла замуж за художника Андрея Валерьянова, но и этот союз оказался недолгим. Детей у Нины не было ни в первом, ни во втором браке. Больше она не пыталась создать семью, предпочитая идти по жизни сама.
Когда звезда ушла за кулисы
К 1988 году жизнь Нины Ивановой кардинально изменилась. Она давно не снималась, причем этот шаг был полностью осознанным. Ей часто вспоминались слова Николая Рыбникова: «Иванова слишком маленькая, чтобы быть актрисой». И, что самое обидное, он был не единственным, кто так думал. Возможно, если бы Нина пошла учиться, судьба сложилась бы иначе.
Но после успеха «Весны на Заречной улице» ей уже не суждено было спокойно сесть за парту – слава не оставляла такой возможности.
Из актрис – во вторые режиссеры
Уход из актерской профессии был постепенным. Нина долгое время оставалась в кино, но уже в роли второго режиссера. Эта работа требовала жесткости, полной самоотдачи и умения держать все под контролем. Успех съемочного процесса во многом зависел от нее.
Личная жизнь не задалась, ответственность за сестер легла тяжелым грузом, а новая профессия только закалила характер. Нина изменилась до неузнаваемости: мягкость сменилась твердостью, жизнерадостность уступила место резкости.
Внешность, как отражение судьбы
К началу 80-х от той самой учительницы Татьяны Сергеевны из «Весны на Заречной улице» не осталось и следа. Внутренние перемены наложили отпечаток и на ее внешность. Нежность и романтика уступили место жесткому выражению лица.
Серьезные проблемы со здоровьем – то ли с почками, то ли с печенью – окончательно лишили ее былой женственности. В 90-е, когда работы не стало совсем, Нина Георгиевна покинула киностудию имени Горького. Теперь она могла рассчитывать только на себя.
Жизнь на пределе
Денег не хватало катастрофически. Нина устроилась санитаркой в операционный блок 40-й больницы.
– Я работала не медсестрой, – рассказывала она. – Какая из меня медсестра? Санитаркой, вот кем. Только вам это рассказываю, я вообще никому об этом не говорила.
Об этом он рассказала по телефону журналистам, когда ей было уже за 80. Ее голос звучал твердо, как и вся ее жизнь, несмотря на то, сколько испытаний пришлось пережить.