«Узник замка Иф»: 1 млн франков за курицу – это сколько сегодня?

Одна из самых неловких сцен кино СССР. Смотришь – и поражаешься, если не сказать – ужасаешься.

Но вот любопытно: а сколько бы в сегодняшних рублях потянула курочка, которую вымогатель Луиджи Вампа скормил барону Данглару за 1 млн франков?

Уточним, что мы будем говорить именно о советской экранизации.

В первооснове – романе «Граф Монте-Кристо» – всё было иначе. У Данглара на момент пленения в кармане лежал аккредитив на 5 млн франков. Атаман же выманивал у него деньги постепенно, начав со 100 тыс. франков за кусок хлеба.

1. Изощренная пытка вымогательством, голодом и отцовскими чувствами… что там за сцена была такая?

Барон, закованный в цепи, сидел напротив шайки разбойников, атаман которых отмечал свадьбу (точнее, «свадьбу») с дочкой самого барона. Пленника давно не кормили, он изголодался и почти обезумел.

При этом из рук Данглара никто не вырывал чемоданчика с его сбережениями.

Ну, а уж разбойники разошлись вовсю: на его глазах с нарочитым аппетитом и смаком поедали множество кушаний – от сочного мяса до экзотичных фруктов и огромного торта.

Борон пробовал, было, взывать к их жалости – упоминал, что у него больная печень, что он устал…

Вампа же и не пытался отнять у него чемоданчик. Нет-нет, он ехидно говорил: «Барон, мы не грабители, мы просто торгуем курами». И предлагал банкиру сделку:

  • барон – 1 млн франков этим головорезам;
  • разбойники – жареную куриную тушку изрядно оголодавшему пленнику.

Самым досадным (обидным, даже ocкopбительным – если бы речь шла о честном человеке, каким, впрочем, Данглар никогда не был) в этом выманивании денег стало то, что рядом сидела невеста Вампы – дочь (!) Данглара.

Причем она не просто присутствовала… она даже не пыталась спасти своего родителя.

Нет, Эжени весьма активно помогала вымогателям – капризным голоском поддакивала: «Папочка, всего за миллион!»

А ее так называемый жених наполовину в издевку, наполовину манипуляции ради взывал к чувствам отца: «Это же приданое вашей дочери!»

То ли манипуляция сработала, то ли барон просто устал от этой изощренной пытки и окончательно оголодал… Как ни крути, но он кинул чемоданчик разбойникам, сопровождая жест… нет, не благословением дочки, конечно, а проклятиями мошенникам.

Только вот незадача-то: тут же пересчитав наличность, один из разбойников крикнул атаману, что до ровного числа в 1 млн не хватает 50 тыс. франков.

И тут произошла еще одна неприятная ситуация.

Когда атаман сказал, что сделка не состоится, Данглар в отчаянии крикнул: «Но у меня больше ничего нет!» И вот тогда Эжен наклонилась к нему и во всеуслышание заявила: «Как, папочка, а мамочкин алмаз?.. Я видела, как ты его прятал!»

Так себе дочку воспитал папочка: в столь юном возрасте – и уже такое коварство, да еще по отношению к собственному родителю… Слово, которое он ей адресовал, в кадре заглушило звяканье монет…

Ну, а когда и алмаз перекочевал в карманы жуликов, кинув барону жареную тушку, один из них торжественно провозгласил: «Курица продана за 1 млн франков!»

Честно говоря, это сцена – одна из самых одновременно неприятных и тонких в мировом кино… во всяком случае среди многочисленных экранизаций Дюма.

Или она стала бы такой, если бы, как уже сказано, Данглар слыл человеком честным. Но поскольку этот богач, повторимся, честным не был никогда, по сути тут произошло то, что спустя время большевики назовут экспроприацией экспроприаторов.

2. Так сколько же именно выманили у барона разбойники?

Итак, вот во что обошлась жареная куриная тушка барону Донглару:

  • 950 тыс. наличными

+

  • оцененный в 50 тыс. алмаз

= 1 млн франков.

И это звучит более чем весомо при абсолютно любой денежной системе.

Впрочем, пардон: уберем слово «абсолютно», да и слово «любой» будет под вопросом.

Вот, к примеру, 1 гондурасская лемпира = 0,0392931 долл. Итого 1 млн гондурасских денежных единиц = 39 293,1 долл. А это, конечно, многовато, но не так, чтоб уж прямо заоблачно…

3. Сколько это в рублях при жизни Монте-Кристо и сегодня?

В наши дни разные сервисы оценивают 1 млн французских франков примерно в 158 млн долл. Однако это сегодня.

Сделка же Данглара с Вампой состоялась приблизительно в 1840-х гг. А по курсу того времени выходит, что барон раскошелился на более чем 193 тыс. долл.

По данным разных источников, 1 долл. времен Вампы и Данглара равен примерно 28 долл. наших с вами лет. Итого… 5,4 млн долл., или почти в 100 раз больше – в рублях, по нынешнему курсу?

Такое даже представить невозможно…

Впрочем, напомним: по книге Дюма «прейскурант» Вампы был совсем иным…

4. Сколько это стоило в золоте, или Почём были золотые яички от курочки Вампы?

Чтобы более наглядно представить сумму, выцыганенную Вампой, можно денежные вычисления дополнить расчетами с золотом.

Итак, в 1803 г. во Франции утвердили стандарт золотого содержания франка: 0,2903 г. В то же время установили курс: 1 франк ≈ 0,2903 г золота.

По приблизительным подсчетам выходит, что «чек» в 1 млн франков, оплаченный Дангларом за перекус на (якобы) свадьбе дочки, равнялся стоимости 287 кг золота.

Ясно, что многое зависит от места, времени и субъектов обмена. Но в целом в начале 2025 г. только за 1 грамм золота в нашей конкретно стране дают 8669,76 руб. Ничего себе золотые яички снесла курочка от Луиджи?! Фаберже и рядом не стоял…

Только не спешите в ломбарды сдавать свои обручальные кольца. Увы-с, когда говорят о курсе золота, имеют в виду совсем другую пробу и качество. А наши с вами колечки с сережками в ломбарде примут за сущие копейки.

5. Что можно было купить на 1 млн франков?

Ясно, что цены, как всегда и везде, сильно варьировались.

Если же говорить приблизительно и в среднем, то в середине XIX в. на 1 млн франков парижанин мог купить 4 млн буханок хлеба. Или от 3 тыс. до 20 тыс. пальто (в зависимости от качества, материалов, статуса мастера/ателье и т. д.).

Впечатляет?

А то!

Идем дальше.

Если верить данным, что в то время средняя зарплата французского рабочего составляла порядка 500 франков в год, то выходит, что Данглар с барского плеча кинул вымогателям суммарную зарплату за 2 тыс. лет!

Конечно, речь – именно о заработке рабочих, которые тогда получали крайне мало.

В то же время как барон, так и разбойники имели то, что называется нетрудовыми доходами. А они могли значительно разниться, причем в обе стороны:

  • в какие-то периоды бандиты могли весьма прилично поживиться за счет какого-нибудь богача, а Данглар мог выжать из своих банков и прочих источников колоссальные прибыли;

но

  • в другое время разбойники могли сидеть на мели (особенно с учетом paзгyльного образа жизни… даже Дангларовы деньги они могли пpoкyтить довольно быстро), Данглар же мог потерять часть денег, а то и вовсе обанкротиться… что в итоге и произошло.

6. Что надо обязательно учитывать?

Прямые аналогии франков Франции 1840-х гг. с рублями России 2020-х гг. просто невозможны.

Нужно принимать во внимание слишком многие факторы, от инфляции и спадов/подъемов курса до огромной несоразмерности цен на разные товары и проч., проч., проч.

Поэтому так и разнятся суммы при разных (в рублях, долларах, золоте и т. д.) подсчетах. Следовательно, всю арифметику в данной статье следует воспринимать очень условно.

Оцените статью
«Узник замка Иф»: 1 млн франков за курицу – это сколько сегодня?
Будут ли вместе Игорь и Вера из советской мелодрамы «Дневной поезд»: рассказываю своё мнение