Их почти не показывают: 7 советских фильмов с любимыми актерами

Эти фильмы были созданы почти полвека назад, но их стоит пересмотреть.

В 1970-х советский кинематограф подарил нам множество культовых картин — «Семнадцать мгновений весны», «Иван Васильевич меняет профессию», «Служебный роман» и другие. Но в тот же период на экраны выходили и другие примечательные фильмы, которые со временем оказались почти забытыми.

И это несмотря на то, что главные роли в них сыграли всеми любимые артисты. Мы вспомнили 7 таких картин 70-х, которые обязательно стоит пересмотреть.

«Чужой ребенок» на руках фронтовика: деревенская драма с неожиданным поворотом

«Кадкина всякий знает» — фильм, который сегодня незаслуженно забыт, но заслуживает второго шанса. Представьте: послевоенная деревня, измученная голодом и потерями, и тут возвращается Кузьма Кадкин… с чужим ребенком на руках. Скандал на все село!

Георгий Бурков в роли Кадкина — это нечто особенное. Его герой — не бравый солдат с орденами, а простой мужик, «потертый войной». Но именно в этой обыденности и кроется сила фильма. Кадкин пытается объяснить ситуацию, но кто ж ему поверит? Даже жена косится с подозрением.

А ведь фильм не только о недоверии. Он о том, как в самые тяжелые времена люди находят в себе силы для доброты и сострадания. Сцена, где Кадкин везет больного малыша в больницу, пробирает до мурашек. Режиссеры Анатолий Вехотко и Наталья Трощенко сняли удивительно теплую картину без лишнего пафоса и морализаторства.

«Старомодная комедия»: фильм о любви, которая не стареет

Этот фильм о двух немолодых людях в санатории стал настоящей жемчужиной советского кино. «Старомодная комедия» 1978 года — не просто мелодрама, а тонкое исследование человеческой души.

Алиса Фрейндлих и Игорь Владимиров создали на экране удивительный дуэт. Их герои — словно два одиноких острова, которые внезапно обнаружили друг друга. Она — экс-циркачка с неугасающим огоньком в глазах, он — чопорный главврач, скрывающий боль утраты. Казалось бы, что может быть банальнее? Но режиссеры сумели превратить эту историю в настоящую симфонию чувств.

Фильм пропитан атмосферой Рижского взморья: шум прибоя, крики чаек, музыка Домского собора. Всё это создает ощущение, будто время остановилось. И в этом безвременье два человека учатся заново любить и доверять.

«Старомодная комедия» — это гимн тому, что любовь не имеет возраста. Она может настигнуть в любой момент, даже когда ты уже отчаялся ее найти. Может, именно поэтому фильм стоит пересмотреть сегодня — чтобы вспомнить, что никогда не поздно открыть свое сердце навстречу счастью. А еще наверняка будет интересно посмотреть, как 44-летняя Алиса Фрейндлих сыграла женщину в возрасте 60+.

«Открытая книга»: отличный, но забытый фильм о страсти к науке и жизни

«Открытая книга» 1977 года — не просто байопик, а целая сага о любви, предательстве и научном поиске. В центре сюжета — ученая-микробиолог, которой удалось первой в Советском Союзе получить образцы пенициллина.

Главная героиня Татьяна Власенкова в исполнении Ии Саввиной — словно живой нерв фильма. Её путь от провинциальной девчонки до создателя пенициллина завораживает.

Но «Открытая книга» — это не сухая хроника научных открытий. Здесь кипят нешуточные страсти: неразделенная любовь, интриги в научном мире, борьба с чиновничьей косностью.

Интересно, что фильм основан на реальных событиях. Прототипом Власенковой стала Зинаида Ермольева — женщина, подарившая миру советский пенициллин.

«Дневной поезд»: история о том, как любовь может проехать мимо

Наверняка многим знакомо чувство, когда поезд уходит, а вы остаетесь на перроне. Фильм «Дневной поезд» — именно об этом.

Ленинград, промозглая осень, и два одиноких сердца, которые никак не могут совпасть. Маргарита Терехова и Валентин Гафт — два титана советского кино — разыгрывают здесь тонкую партию недосказанности и упущенных возможностей.

Режиссер Инесса Селезнева создала удивительно атмосферное кино. В нем нет  громких слов о любви — только взгляды, паузы и музыка Алексея Рыбникова, от которой щемит сердце.

«Дневной поезд» — не просто мелодрама, а портрет целого поколения, которое разучилось говорить о чувствах. Герои прячутся за книжными цитатами и умными разговорами, боясь открыть свое сердце.

А еще это фильм о выборе. Каждый из нас хоть раз стоял перед дилеммой: сесть в этот поезд или остаться? И как часто мы выбираем «остаться», даже не попробовав?

Так что пришло время достать картину «Дневной поезд» с дальней полки. Может, она поможет кому-то не упустить свой шанс на счастье.

Фильм о жене ученого «Анна и командор» ругали критики и полюбили зрители

Эта картина снята в необычном для 70-х годов стиле — в  «клиповой» манерой съемке. «Анну и командор» украсил звездный актерский состав: Алиса Фрейндлих, Василий Лановой и Иннокентий Смоктуновский.

Сюжет вроде бы прост: драматург пишет о погибшем ученом, беседуя с его вдовой. Но режиссер Евгений Хринюк превратил эту историю в многослойное полотно о любви, памяти и возрождении. Критики ругали фильм за «помпезность» и «искусственность», но именно эта театральная избыточность создает особую атмосферу — словно воспоминания, пропущенные через призму тоски и нежности.

В фильме немало противоречий: совместная работа супругов в военном НИИ (что было запрещено), роскошные интерьеры на фоне «народного происхождения» героя, лечение дочери дома вместо больницы. Но эти нестыковки вовсе не делают картину слабее.

Фильм собрал 18,1 миллион зрителей, но главное — он говорит о вечном: пока жив хотя бы один из любящих, история их любви продолжается.

Этот фильм 50 лет назад предсказал жизнь, которую мы живем сегодня

«Чужие письма» — фильм, который обязательно стоит пересмотреть сегодня. Почему? Да потому что он попадает в нерв времени, как меткий выстрел.

1975 год, разгар застоя. И вдруг на экранах — история о том, как юная нахалка Зина вторгается в жизнь интеллигентной учительницы. Казалось бы, банальный сюжет о «трудном подростке». Но режиссер Илья Авербах превращает его в многослойный пирог, где каждый кусочек — острый и пряный.

Подросток Зина — не просто наглая девица, а продукт своего времени. А учительница Вера Ивановна — не идеальный педагог, а женщина, которая тоже может ошибаться.

В драме целое созвездие любимых артистов: Ирина Купченко, Светлана Смирнова, Майя Булгакова, Олег Янковский. Фильм словно предсказывает будущее: вот оно, новое поколение, которому плевать на чужие границы. Они читают чужие письма, вламываются в чужие жизни — и считают это нормой.

Эта картина актуальна сегодня как никогда. Ведь проблема личных границ никуда не делась — она стала только острее.

Этот фильм окунет в ностальгию всех, кто участвовал в стройке века — БАМе

«Безбилетная пассажирка» — фильм, который затерялся среди советских лент 70-х, хотя в нем Татьяна Догилева впервые сыграла главную роль. Она перевоплотилась в Нину — девушку, чья энергия и оптимизм заряжают зрителя с первых кадров.

Казалось бы, обычная история о поездке на БАМ, но режиссер Юрий Победоносцев сумел создать атмосферу легкости и романтики путешествия. Здесь нет пафосных речей о великих стройках, зато есть живые люди со своими мечтами и сомнениями.

Интересно, что фильм снимали в Усть-Лабинске, а не на реальном БАМе. Может, поэтому в нем так достоверно передана атмосфера советской глубинки конца 70-х? Эти пыльные дороги, старенькие автобусы, вокзальные буфеты — все это погружает в ностальгию.

«Безбилетная пассажирка» — не шедевр, но фильм-настроение, фильм-воспоминание о времени, когда люди верили в светлое будущее и не боялись срываться с места в поисках приключений.

Оцените статью
Их почти не показывают: 7 советских фильмов с любимыми актерами
Как фильм «Ирония судьбы…» Эльдара Рязанова спас жизнь ребенку