В который раз на днях с удовольствием пересмотрела фильм «Шумный день», который был снят больше шестидесяти лет назад.
Черно — белая комедия, мелодрама ( называйте как хотите), снятая по повести Виктора Розова «В поисках радости» режиссерами Георгием Натансоном и Анатолием Эфросом». А какие актеры! Валентина Сперантова, Геннадий Печников, Виктория Духина, Татьяна Надеждина, Владимир Земляникин, Лилия Толмачёва, Инна Гулая.
Ну, и конечно, Олег Табаков, которому на момент съемок было 24 года. Смотреть игру даже молодого Табакова — одно удовольствие, просто бешеный темперамент и такой огонек в глазах.. Казалось бы, откуда что берется? Хорошая актерская игра — это как музыка, которую не объяснить словами.
Оказывается сначала был спектакль «Шумный день» и шел он в недавно созданном театре «Современник». Роль Олега Славина там тоже играл Олег Табаков.
Когда Георгий Натансон решил поставить фильм по этой пьесе, его многие отговаривали — мол, как можно снять хорошее кино, если почти все действие там происходит в одной квартире. Но он убеждал начальство, обещал, что пригласит отличных актеров. В конце концов деньги на фильм ему выделили.
» Даже в случае провала, страна не обеднеет» решили чиновники. Да и денег тех было с гулькин нос. «Шумный день» -одна из первых малобюджетных советских картин, которая при этом окупила себя за пару месяцев проката. За первые два месяца фильм посмотрело 18 миллионов зрителей.
А вот очень интересные воспоминания Георгия Натансона, как сдавали этот фильм:
«После принятия фильма художественным советом и дирекцией «Мосфильма» нам предстояло сдать «Шумный день» министру культуры, члену политбюро Екатерине Фурцевой и получить право на прокат.
Вежливо поздоровавшись, Екатерина Алексеевна села в центральное кресло, подобрав под себя ножки в черных туфельках-«лодочках». По окончании фильма, уютно сидя в кресле, она обратилась ко мне:
— Я не приму ваш фильм, Георгий Григорьевич. У вас с экрана идет ругань: «Все Фиры и Веры дуры без меры!» Эти слова будут повторять школьники, оскорбляя девочек. Кино — это огромная сила, а дурной пример заразителен (что сказала бы Екатерина Алексеевна, услышав сегодня нецензурную брань и мат, повсеместно звучавшие с экранов?).
И потом, почему вы сняли фильм в захолустьях старой Москвы, когда есть красивые проспекты? (Мы снимали на Старом Арбате.) Наши друзья за рубежом удивляются, почему советские фильмы снимаются в трущобах? Нет-нет, в таком виде я ваш фильм не приму.
Я уверял ее, что фильм будет полезен молодежи, как и все пьесы Виктора Розова, что фильм зовет к борьбе с идеологией мещанства, разоблачает нечестность, бездуховность.
— Хорошо, вызовите товарища Павлова (это был секретарь ЦК ВЛКСМ), пусть он выскажет мнение комсомола.
Через 40 минут Павлов уже смотрел фильм. Лицо его было хмуро. По окончании мы прошли в кабинет Фурцевой.
— Это итальянская неореалистическая картина, можно заменить имя Олег на итальянское. Старый двор, грязные улицы. Фильм надо исправлять.
Я не согласился с Павловым и вновь стал защищать фильм. Руководитель главка кино Сурин, сидящий рядом со мной, крепко наступил под столом на мою ногу и сурово посмотрел на меня. Я не сдавался. Фурцева меня не прерывала.
— Пригласите товарища Демичева (он был тогда первым секретарем МК партии). Послушаем, что скажет партия.
Вновь просмотр. Демичев смотрел фильм очень доброжелательно. Смеялся над репликами, был серьезен в драматических местах. По дороге в кабинет Фурцевой заметил: «Хорошая картина!» Потом отметил, что прекрасно играют актеры, фильм несет добрые идеи и молодежи он очень нужен, да и не только молодежи.
Прежде чем выписать на фильм прокатное удостоверение, его авторам было поставлено два условия. Изменить название фильма. Было -«В поисках радости «, стало — «Шумный день».
И второе, не смейтесь, но чиновники в официальном заключении написали, что надо слово «дуры» заменить на более мягкое выражение. Они и заменили. Сам Виктор Розов этим занимался.
Было — » Все Фиры и Веры дуры». Стало — «Все Фиры и Веры глупы без меры». Но даже второй вариант Фурцевой не понравился.
В этом фильме блистательны не только актеры, но и сценарий. Картину можно разобрать на цитаты. Увы, готовых цитат в интернете не нашла. Пришлось немного самой выписывать прямо во время просмотра. Специально для вас.
Даже сейчас, печатая этот материал, эти цитаты вызывают улыбку. Тем кто не смотрел этот фильм или у кого сегодня просто плохое настроение, обязательно посмотрите «Шумный день». Не меньше десятка раз улыбнетесь во время просмотра. Проверено.
Цитаты
— Они тут в Москве деньги лопатами гребут!
— Может и гребут, да не эти…
— Эти тоже…
***
— Учиться,брат, надо хорошо!Тебе советская власть все дает! Я в твои годы молотил, пахал, косил, коней пас. А сейчас все больно умные стали…
— Ученые… Только ум у вас не в ту сторону лезет, вопросы они там всякие задают. Знаем, что это за вопросы… Рассуждать много стали, рот разевать…
— Хоть и дураком растет, а люблю я его, люблю… Вчера на последние аккордеон ему купил, пусть по улице ходит и девок приманивает, все же уважение будет иметь…
— Не нравится мне наше молодое поколение, Клавдия Васильевна… Поколение,прямо говорю, непростое растет, с вывертом….
-Не любим мы говорить сколько деньжат зарабатываем. Ох, не любим.
***
— Таисия Николаевна, достаньте какого- нибудь там материалишка английского там или бельгийского, жену порадовать хочется. А мне какую- нибудь рубашенцию позаковыристей.
***
— Мама на прошлой неделе телевизор купила, мне два отреза на платье, шубу, вчера дорогой ковер принесла. И сверток приносит, потом уносит. Раньше никогда такого не было. И женщины к ней приходить стали — нарядные такие, жирные, шепчутся. Только смотри никому не слова!
***
— Вот совсем житья не стало… Она еще собирается купить два книжных шкафа, раздвижной стол и тахту. Представляешь ! Зачем все это людям надо?
— Ну как зачем? Для удобства жизни. Отец мой тоже все в дом тащит
-Не все же, Генка, в дома тащат…
— Конечно не все, возможности нет… Вот будет коммунизм — все тащи и сколько влезет!
— Тогда ,Генка, коммунизма не будет никогда…
***
— Это не дом! Это какое- то бандитское заведение!