— Что за вопрос! — воскликнут многие. — Ты что, автор, с дубу рухнул? Конечно, они полюбили друг друга! И Роза любила Джека до последнего вздоха!
Да, человек так устроен, что ему хочется верить в лучшее. Например, в то, что Роза и Джек так полюбили друг друга, что он даже пожертвовал собой, повысив шансы Розы на спасение. Но я вредный жук-жужжук, люблю копать и анализировать, а потом жужжать, и я говорю — нет. Не было там никакой любви. Даже влюбленности не было.
— А что же было? — спросите вы.
— Было приятное приключение, — отвечу я.
Почему я так думаю? — всё очень просто. На самом деле эта история, при просмотре которой трудно удержаться, чтобы не пустить слезу, не о любви. Она о взрослении двух юных людей. Об этом я напишу отдельную статью, а сейчас поговорим о том, что же на самом деле связывало Розу и Джека.
На самом деле, несмотря на классовые различия и разницу в социальном статусе, Джек и Роза одного поля ягоды. Они оба склонны к авантюризму. Оба чудят так, что искры сыпятся. Джек, не имея за душой ни гроша, сорвался в Америку, а чтобы попасть на корабль, выиграл билет у другого человека в карты. Кстати говоря, проигравшему сильно повезло — он наверняка погиб бы в этом крушении.
Роза ненавидит своего жениха, который, собственно, ничего дурного-то ей и не сделал, и всячески мотает ему нервы, а при первой же возможности сбегает от него в третий класс с незнакомым парнем. Знакомая ситуация? Конечно! Именно это мы наблюдаем в советской картине «Ирония судьбы или С легким паром».
И, как и в случае с парой Надя-Женя, Роза сбегает не К а ОТ. Ей было важно выразить Хокли свой протест, и она сбежала от него. Она сбежала бы к любому, кто предоставил бы ей такую возможность, просто Джек оказался в нужное время в нужном месте.
Кроме авантюризма этих двоих роднит романтичность. Именно поэтому Розе так плохо с Хокли — он циник, ему чужды любые душевные порывы и тем более необдуманные поступки. Его стиль жизни — расчет, тогда как стиль жизни Розы — импровизация.
Интересно, что при этом Роза отнюдь не витает в облаках и не мечтает о единорогах — она девушка решительная и целеустремленная, достаточно вспомнить, чего она добилась потом, начав новую жизнь: ездила верхом, причем, в мужском седле, выступала в театре и даже научилась управлять самолётом, и замуж вышла, и детей родила.
Если бы Хокли не был столь отстранён от её интересов, считая их глупыми бабскими причудами, у них был бы хороший крепкий брак. Но беда в том, что Хокли принадлежит к прежнему поколению, чтущему патриархальные традиции, в формате которого женщина рассматривается исключительно как глупое немощное создание, а Роза является женщиной нового поколения, эмансипированного и феминистического.
Роза выросла в обеспеченной семье. Даже не так — в очень обеспеченной. До того момента, как она спустилась на палубу третьего класса, она имела весьма поверхностное представление о том, как живут те, кому не повезло родиться в семье богачей.
Она не видела другой жизни, кроме жизни представителей высшего света, для которых «лилии недостаточно белы, а температура в ванной должна быть ровно 36,6 градусов». Чем же привлек её Джек? Мнимой романтикой и свободой, которых она была лишена. Её жизнь была расписана на год вперед, а каждый её жест и каждый её взгляд регламентировались правилами хорошего тона.
Джек же покорил её именно своим образом жизни — никаких правил, никаких обязательств. Она искренно считала, что это и есть настоящая жизнь. И Джек, и Роза — импульсивные и эмоциональные. Путешествие на палубу 3 класса для Розы то же самое, что путешествие в провинцию для Моны, героини «Безымянной звезды».
Здесь всё непривычное, всё по-другому, всё в диковинку, как душ из лейки и букет из морковки. Добавьте ещё к этому обстоятельства их знакомства — путешествие. Романтика путешествия влияет на поведение людей и порой толкает их на глупые поступки. Вспомните такое явление как курортный роман. Был в моей практике удивительный случай.
Врываются в церковь двое лет по 30-32 и с ходу — нам венчаться, срочно-срочно, вотпрямщас. ??? Стоп, — говорю. Во-первых, венчать вотпрямщас вас никто не будет — по субботам не венчают, во-вторых: вы расписаны? Они выпучивают глаза: какая роспись? А зачем? А почему? А нам надо! Начинаю с ними разговаривать и слышу историю из категории «за пределами добра и зла».
Познакомились они неделю назад на круизном лайнере. Накрыло так накрыло, неделя щастья, сексы-пексы, любовь-морковь и всё такое. Сегодня утром у них остановка 3 часа в нашем городе, и они решили обвенчаться. Зачем — объяснить не смогли.
Что дальше — молчание. Они рассматривали свои отношения как часть круизного приключения. Они не собирались жить дальше вместе, не планировали никакого совместного будущего. Но с какого-то перепугу решили обвенчаться. Это вам готовая история Джека и Розы.
Конечно, нельзя отрицать, что дальнейшие события — крушение теплохода — сблизили Розу и Джека. Крушение и жертва Джека ради спасения Розы стали апофеозом романтики их отношений. Но мне на ум приходит фраза из фильма «Скорость» 1994 года: отношения, завязанные в экстремальных ситуациях, не бывают продолжительными.
Как говорится, любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда. Если бы не произошло катастрофы, то нет никаких сомнений в том, что Роза вернулась бы к Хокли, получила бы от него ещё пару оплеух и вышла бы за него замуж, родила бы ему парочку наследников, может быть, завела бы молодого пылкого любовника. А Джек канул бы где-то в вихрях мигрантской жизни.
Хотя, кто знает — может, он и добился бы успеха как художник. И тогда когда-нибудь лет через 30, они, поседевшие и располневшие, встретились бы на каком-нибудь светском рауте, но сделали бы вид, что не узнали друг друга.