Кто кого предал на самом деле в фильме Однажды в Америке

О чём фильм «Однажды в Америке»? На самом-то деле, эта не иначе как легендарная кинолента раскрывает огромное количество сложных и важных тем. Конечно, многие из них, в основном, касаются американского общества прошлого века, в частности, период после экономического кризиса.

Но если отбросить конкретно эти региональные темы, то вместе с этим фильм «Однажды в Америке» рассказывает о любви, дружбе, стремлении человека к власти и тому, что ради своих эгоистичных побуждений он может легко предать друзей.

Явным «предателем» в этой истории, на первый взгляд, выступает никто иной как Максимилиан Беркович, или просто Макс. Почему? Думаю, во многом это связано с тем, что повествование ведётся непосредственно от лица Дэвида Ааронсона, или же просто «Лапши», у которого с Максом ещё до начала событий фильма было некое негласное соперничество.

Впрочем, едва ли это можно было назвать каким-то «противостоянием» – скорее они оба были весьма волевыми личностями с ярко выраженными лидерскими качествами.

Но всё-таки явным лидером их маленькой преступной группировки был, непосредственно, Лапша, отчего банда действовала согласно его принципам, один из которых заключался в следующем – не лезть в большую игру, поэтому в основном они промышляли мелкими аферами и грабежами, не выходя на какой-то серьёзный уровень.

Однако, в ходе очередного дела, Лапша попадает в тюрьму, где проводит без малого около 10 лет. За это время всё изменилось, включая порядок дел в его банде, лидерство в которой занял Макс. Во-первых, ребята открыли своё собственное питейное заведение, при том, что на дворе тогда стоял так называемый сухой закон.

Во-вторых, банда Макса активно способствует представителям «верхушки» в их противостоянии с профсоюзами, что Лапше, который всегда «холодно» относился к богачам, категорически не нравится.

И Дэвида вполне можно понять: мальчик из семьи эмигрантов с ранних лет вынужден был зарабатывать на жизнь далеко не самыми честными методами, в то время как «высший класс» эксплуатировал бедняков и рабочих.

Лапша, можно сказать, живёт по своим уличным правилам, о чём ему прямым текстом говорит и Макс, мол, если бы дальше слушались тебя, то продолжили бы вытаскивали копейки у всяких любителей спиртного.

А теперь мы подбираемся к самому интересному моменту: Макс решается позариться на слишком крупный улов – ограбление Федерального резервного банка. Стоит ли говорить, что план этот, на самом деле, весьма сомнительный? Фактически, Беркович был готов повести свою банду на верный путь в один конец ради исполнения своих нереалистично завышенных амбиций.

Лапша, если смотреть с его стороны, пытается спасти своих друзей и поэтому «стучит» на них полицейским, в надежде на то, что отсидев в тюрьме, Макс бросит затею ограбить Федеральный банк. Однако, в ходе сопротивления полиции, Макс и его ребята, увы, не смогли выжить. По крайней мере так думал Лапша.

Аж спустя 30 лет вскрывается правда: на самом деле, всё это было полностью подстроено Максимилианом, ставшего участником сговора между синдикатом и правоохранительными органами. Получается, что Беркович, фактически, подставил своих собственных друзей, в то время как Лапша благородно пытался их спасти?

Мне такая интерпретация кажется весьма односторонней. В сложившейся ситуации предателями можно назвать как Лапшу, так и Макса. На самом деле они, хоть и всегда были соперниками, очень похожи между собой. В конце концов, даже были влюблены в одну девушку, так что как таковых параллелей между двумя главными героями достаточно много. И кто тогда из них предатель? Честно говоря, оба.

Впрочем, в контексте разбора этого вопроса я никак не могу обойти стороной один очень важный эпизод: фильм заканчивается на «флэшбеке», в котором ещё молодой Лапша, скорее всего после стычки банды Макса с полицией, отправляется в китайский театр, где проваливается в небытие.

Один этот небольшой эпизод, в принципе, уже наводит на мысль о том, что все последние 35 лет жизни Лапши – это своего рода одна большая галлюцинация.

По ходу повествования нам неоднократно указывают на нестабильность Дэвида. Не исключено, что никакой инсценировки и предательства со стороны Макса вовсе не было – это лишь нездоровое воображение Лапши, а точнее, его бессознательные попытки избавиться от совести. Да, это лишь теория, но, согласитесь, что она весьма органично вписывается в общий сюжет картины.

Вторая половина истории будто намеренно сделана максимально абсурдной: Макс не только идеально инсценировал свой «уход», а ещё и смог от уличного бандита подняться до статуса Министра торговли США. Причём Лапша «расправляется» с ним без особых проблем.

И неважно, что у Бейли должен был накануне пройти допрос, а значит его власти должны были сторожить как зеницу ока – всё это неважно, если мы воспринимаем эти события, как галлюцинации Дэвида.

Оцените статью
Кто кого предал на самом деле в фильме Однажды в Америке
Ирина Печерникова. Самая красивая учительница английского языка в Советском кино