В этом фильме прекрасно всё – и сюжет, и музыка, и актёрская игра, и дружба народов! В феврале этого года отмечается 80-летие Полада Бюль-Бюль оглы, сыгравшего в киноленте Юлия Гусмана «Не бойся, я с тобой!» (1981) одну из ведущих ролей.
Поэтому нелишне вспомнить этот многослойный фильм, который не то мюзикл с элементами боевого истерна, не то истерн с элементами роскошного мюзикла. Но только ли в этом его многослойность?
О, да, тут есть история любви певца Теймура (Полад Бюль-Бюль оглы) и прекрасной дочери бека Телли (Гамида Омарова), и на этой лав-стори выстроена чуть не половина фабулы. Но и это не базовая тема.
Какая же главная? Технический и социальный прогресс! Неслучайно бек Велибеков, отец Телли (Мирза Бабаев), в одной из сцен поёт песенку: «Ай, Аллах! Ай, Аллах, ты пошли прогресс в делах!»
Время действия «Не бойся…» — эпоха, именуемая в истории искусств не иначе, как Модерн (у нас это – Серебряный век), и дело не только в новом видении прекрасного – 1900-е годы были ознаменованы техническим прорывом.
Через весь фильм проходит тема граммофонов, телефонов, электрического освещения – разумеется, в домах богачей. Тогда гремели международные выставки, где каждый год представлялись новинки…
…А человечеству казалось, что оно достигло некоей грани, за которой его ждут ещё большие чудеса. Мы сейчас не в состоянии оценить тот восторг, какой испытывали тогдашние обыватели от всех этих граммофонных пластинок!
Далее в кинокартине звучит тема нефти. Собственно, нефть здесь чуть не главнее любви, погонь и …карате. Из-за неё происходят все эти приключения. Велибеков умоляет инженера Петрова (Александр Шаровский) найти на его участке эту горючую жидкость, сулящую богатство.
Произносится фамилия Джона Дэвисона Рокфеллера, первого долларового миллиардера и хозяина компании Standard Oil. В те годы был настоящий нефтяной бум, и Азербайджан (часть Российской Империи!) в этом смысле не отставал – бакинские нефтедобытчики были известны всему миру.
Теперь о социальном прогрессе – в центре внимания кровная месть, которая уже считалась практически отжившим явлением. Но её всё ещё помнят, а некоторые даже чтут.
Неслучайно Рустам (Мухтарбек Кантемиров) говорит о том, что, дескать, мы не дикари, вроде жителей Сицилии да Корсики, чтобы по сию пору использовать этот обычай в качестве наиважнейшего, системообразующего.
Эпоха прогресса, меж тем, тяготела к восточной экзотике, и потому Баку в качестве фона был выбран весьма удачно. Западный мир активно интересовался ориентализмом.
По сути, Модерн – это сплетение западных и восточных тенденций, что мы и видим в фильме. Более того, карате, демонстрируемое Сан Санычем (Лев Дуров) – из той же серии.
Тогда эти виды спорта начали постепенно входить в гимнастические комплексы. Модерн – эра бурного развития спорта и физической культуры, и нам показывают импровизированную спортшколу …в бакинской тюрьме.
В общем, сценаристы Юлий Дунский и Валерий Фрид очень хорошо знали эпоху, о которой писали. Впрочем, интеллигенция 1970-х — начала 1980-х была поголовно увлечена Серебряным веком, и ретро-мюзиклы — тому пример.