Агата Кристи написала два варианта финала, но в фильм Говорухина попал только один. Собственно, иначе и быть не могло. Впрочем, обо всем по порядку.
Детективный роман «Десять негритят» появился на свет в 1939 году. Многие критики считают его лучшим произведением Агаты Кристи. Лично мне больше всего нравятся «Ночная тьма» и «Тайна замка Чимниз». Жаль, что у последней книги только одна экранизация, и она слабая.
Что же касается «Десяти негритят», роман действительно хорош. Жаль, что я его читал, уже посмотрев фильм Станислава Говорухина. И заранее знал, кто убийца.
Через несколько лет после публикации, драматург Реджинальд Симпсон попросил у Агаты Кристи разрешения написать по «Десяти негритятам» пьесу. В самом деле, текст как нельзя лучше подходил для сцены. Практически все действие происходит, образно говоря, в трех комнатах. Писательница решила переписать роман для постановки самостоятельно.
Вскоре пьесу уже играли на сценах английских и американских театров. Примечательно, что Агата Кристи изменила концовку романа, сделав ее менее мрачной. Скорее всего, это было сделано с целью немного успокоить публику. Все-таки шла вторая мировая война, а Лондон подвергался регулярным бомбардировкам.
Чересчур минорный спектакль, где в конце со всеми расправились, мог вызвать негативные эмоции зрителей. Между прочим, в пьесе негров заменили на индейцев — по соображениям политкорректности.
В 1945 году «Десять негритят» были экранизированы. Разумеется, в США. Как всегда американцы все переделали! Впрочем, нет сомнений, что исправления были внесены с разрешения дамы Агаты.
Фильм называется «И никого не стало» («И не осталось никого»). Режиссером выступил француз Рене Клер. В главных ролях — Барри Фицжеральд, Луис Хэйуорд и Джун Дюпре. По сравнению с каноническим текстом, в экранизации множество «отсебятины».
Во-первых, негритят снова заменили на индейцев. Забавно, что в русском дубляже звучат именно «негритята».
Во-вторых, зачем-то поменяли имена и фамилии некоторых персонажей.
Судья Лоренс Уоргрейв стал Фрэнсисом Куинкэнноном.
Антони Марстон — русским князем в эмиграции Николаем Старлоффым (почти Ставрогин).
Генерал Макартур — Джоном Мандрейком.
Изменены преступления некоторых героев. К примеру, Эмили Брент заточила своего душевнобольного племянника в психиатрическую клинику, пребывания в которой мальчик не перенес. Веру Клейторн обвиняют в убийстве жениха ее сестры.
В-третьих, авторы «И никого не стало» добавили множество диалогов и сцен, которых не имеется в фильме. Дворецкий Роджерс запирается на ночь в сарае, предварительно вооружившись топором. Ломбард и Блор конфликтуют, угрожая друг другу поленьями.
Добавлена игра героев на пианино (Старлофф исполняет ту самую песню про десять негритят под собственный аккомпанемент) и на бильярде.
Любопытное наблюдение: в фильме не показывают тела усопших. Могу предположить, что это было запрещено тогдашними стандартами Голливуда. Вот как обыграна, например, смерть Роджерса.
В-четвертых, американцы зачем-то исключили одну из самых важных сцен. Сразу же после того, как граммофон зачитывает обвинение, судья Уоргрейв устраивает небольшое «следствие», во время которого все подозреваемые, как один (кроме Ломбарда) заявляют о своей полной невиновности. В фильме этого нет, и если смотришь «с листа» — думается, трудно сразу разобраться, что вообще происходит на экране.
Наконец, измененная концовка. Иначе говоря, классический голливудский «хэппи-энд».
Когда Вера и Ломбард оказываются на берегу моря, последний заявляет, что он совсем не Ломбард, а Чарльз Морли. Между прочим, на этот факт указывает и наклейка на чемодане Ломбарда.
Морли сообщает Вере, что его друг Ломбард покончил с собой, предварительно получив приглашение на Негритянский остров. И Морли решил занять его место.
Еще раньше Вера рассказывает Ломбарду, что жениха сестры убила сама сестра, а Вера просто «не выдала ее».
Далее по просьбе «Ломбарда» (Морли), Вера стреляет в сторону. Морли падает, а судье из окна кажется, что он мертв.
Возвратившсь в дом, и увидев петлю на потолке, Вера отказывается вешаться. Тогда Куинкэннон (Уоргрейв) появляется «из-за кулис», и предлагает женщине всё-таки покончить с собой, мотивируя тем, то если ее найдут одну на острове с десятью трупами, то непременно вздернут. После чего судья выпивает отравленный им же виски. А Вера и Морли воссоединяются и покидают злосчастный остров.
На мой взгляд, триллер Станислава Говорухина значительно сильнее. И не только из-за того, что там играют наши любимые Александр Абдулов, Людмила Максакова, Михаил Глузский и прочие знаменитости. Вы сейчас скажете «за 40 лет кино ушло далеко вперед».
Это правда. Но ведь в «Десяти негритятах» нет каких-то спецэффектов, вроде полета к Марсу на космическом корабле. Просто Говорухин очень хорошо передал растущее напряжение, нерв, ужас героев из-за событий, происходящих на острове. Да и сюжет почти не изменил.
А вам какая концовка больше нравится? Оптимистическая? Или та, в которой «не осталось никого»?