Единственный более-менее положительный герой «Жестокого романса»

«Жестокий романс» – это, пожалуй, один из наиболее уникальных советских фильмов. И одна из его главных особенностей заключается практически в полном отсутствии как таковых положительных персонажей.

Все действующие лица в сюжете либо недалёкие и наивные, либо мелочные и завистливые, а также не обошлось без самовлюблённых нарциссов. Если вы смотрели «Жестокий романс», то, полагаю, сможете понять, кто есть кто.

Суть в том, что, на первый взгляд, здесь, в целом, отсутствуют какие-то действительно приятные герои, действующие не только во благо своих корыстных интересов, ну либо не по наитию собственной девичьей глупости.

Но, как бы это странно ни звучало, старшая Огудалова в лице Хариты Игнатьевны является чуть ли не единственным исключением. Почему? Сейчас узнаете.

Неужели Харита настолько жадная и расчётливая, как о ней говорят?

Характер матери Ларисы, как мне кажется, многие зрители склонны интерпретировать ошибочно. Думаю, не в последнюю очередь это связано с тем, что роль Хариты Игнатьевны является скорее второстепенной.

Всё же основной фокус конкретно на её единственной незамужней дочке Ларисе и её «сватовстве», но, по сути, именно мать Огудаловой стала главным инициатором проведения этих весьма своеобразных смотрин.

Собственно, в связи с этим Хариту достаточно часто называют меркантильной и корыстной, ведь она хотела выдать всех своих дочерей замуж за обеспеченных мужчин, при этом её вряд ли интересовала некая эфемерная «любовь».

Как минимум это проявляется во время её разговора Кнуровым, во время которого Огудалова чуть ли не напрямую продаёт свою дочь богатому купцу, совершенно не беспокоясь о мнении самой Ларисы.

А был ли другой выбор?

Хорошо, давайте предположим, что замуж нужно выходить только по любви и Ларисе дали бы полное право выбирать, с кем связывать свою жизнь.

Вспоминаем, кого полюбила наша главная героиня – эгоистичного и тщеславного Сергея Сергеевича Паратова, который сначала растерял всё своё состояние, после чего сам выгодно женился и вернулся к Огудаловой с метафорическим кольцом на безымянном пальце.

И что было бы с Ларисой, если бы, в теории, она вышла за Паратова? В лучшем случае они жили бы в нищете, после того, как Сергей разорился бы. В худшем, Паратов, после своего обеднения, бросит супругу на произвол судьбы, а сам пойдёт ухаживать за богатой дамой, спасая своё благосостояние.

Конечно, можно сказать, что Харита Игнатьевна слишком высоко задрала планку, пытаясь выдать замуж свою дочь-бесприданницу за какого-то обеспеченного мужчину, но ведь семейство Огудаловых привыкло к роскошной жизни.

Уверен, сама Лариса не хотела бы связывать свою жизнь с каким-нибудь бедным, зато любящим крестьянином. Ей подавай как минимум чиновника средней руки со своим земельным участком, коим был Юлий Карандышев, а на меньшее она несогласна, ибо с ранних лет привыкла жить роскошно.

В этом контексте я не вижу ничего такого в том, что мама хотела обеспечить своей дочери достойное будущее. В то время порядки были совершенно другими, и Лариса не могла просто сама отправиться строить карьеру аки условная Катя Тихомирова из «Москва слезам не верит» – Огудаловой в любом случае нужен был жених, способный материально её обеспечивать.

Готова на всё ради детей

Ещё одним достаточно показательным моментом, который часто упускают из виду, является факт того, что Харита Игнатьевна во многом ограничивала себя ради счастья дочерей. Может показаться, будто она просто хотела избавиться от Ларисы как можно скорее, хотя на самом деле Харита готова была отдать последнее ради собственной дочки.

Тут уж, простите, сама Огудалова слишком затянула с выбором супруга, отчего матушка её всячески торопила. А так она за свои последние деньги организовывала встречи с потенциальными мужьями, готова была оплатить чуть ли не все свадебные расходы (это уже потом Мокий Парменыч предложил взять на себя часть затрат) и вообще постоянно пыталась во всём угодить богатеям только ради своей непутёвой дочери.

Изначально может создаться впечатление, будто Харита Игнатьевна воплощает собой архетип классической холодной и отстранённой матери, стремящейся жить за счёт своих дочерей, а точнее — их богатых мужей.

Однако, на самом деле, Огудалова-старшая пыталась дать своим девочкам то, чего они сами наверняка хотели – беспечную жизнь, где у них всегда будет еда на столе и крыша над головой. Едва ли её можно назвать идеальной матерью, но, признаться честно, на фоне всех остальных персонажей «Жестокого романса» она выглядит, как единственный положительный герой.

Оцените статью
Единственный более-менее положительный герой «Жестокого романса»
Они пытались это пережить: она — предательство, он — чувство вины. Тяжёлое расставание между Максимом Матвеевым и Яной Сексте