«Русский сувенир» — нелепый фильм великого режиссёра

Есть фильмы хорошие, есть плохие, есть спорные, а есть …«Русский сувенир» (1960) Григория Александрова. Лично я ничего более глупого не смотрела. Большинство талантливых и даже гениальных мастеров в конечном итоге оказываются в творческом тупике.

Вспомните последние фильмы Эльдара Рязанова и Леонида Гайдая! Это же крах и распад. Увы, не все могут остановиться и сказать честно: «Моё время ушло, можно просто почивать на лаврах».

Григорий Александров и Любовь Орлова были феерически-волшебны в 1930-1940-х годах, создав ряд шедевров, которые будут смотреть ещё очень долго (лично мне больше всего нравятся «Светлый путь» (1940) и «Весна» (1947). И вот Григорий Васильевич решил вернуть себе славу первейшего комедиографа СССР, а своей Любочке – звание самой красивой суперзвезды.

По нынешним меркам им было не так уж и много – Александров 1903 года рождения, например. Но он был уже мэтр старого кино, древний классик – тогда тренды (как это теперь называют) менялись с ошеломляющей скоростью.

Александров со своими шутками уже не котировался, хотя его старые фильмы смотрели с удовольствием. Почему? До и после войны он чётко считывал настроение эпохи, и более того – он создавал эпоху.

«Русский сувенир» мог бы стать хитом, если бы его сняли году этак в 1938-м или 1947-м – примерно в тех временах и застрял Григорий Александров, а на рубеже 1950-1960-х годов была уже совсем другая сатира. И другой юмор. И другие смыслы.

О чём же фильм «Русский сувенир», где Александров выступил и в качестве сценариста, что явилось дополнительным фактором провала? Сам написал — сам снял. Был бы сценарист из другого поколения, быть может, судьба кинокартины была бы иной.

На берегу Байкала совершает вынужденную посадку самолёт с иностранцами. На борту – учёный-теолог (Эраст Гарин), которому интересно, чем большевики заменили Бога; миллионер (Андрей Попов), задавшийся вопросом: «Можно ли вернуть Россию на путь капитализма?», его секретарь (Павел Кадочников), итальянская графиня (Элина Быстрицкая) и её врач (Александр Барушной).

Правда, среди них есть одна советская гражданка – Варвара Комарова (собственно, Любовь Орлова). Далее следуют уныло снятые приключения (например Орлова тащит Быстрицкую по бревну через речку, на каблуках – наверное, это смешно, но почему-то не получилось).

Разумеется, Любовь Петровна играет молодую, резвую женщину. На момент съёмок ей было 58-59 лет. Этот возраст, особенно с возможностями Орловой, может быть элегантен, но никак не юн.

Орлова же никак не хотела мириться с реальностью – все эти яркие крупные планы с фильтрами да юношеские прибаутки. Справедливости ради – она находилась в отличной форме, но видно же, что не «молодая была уже немолода». И голос был уж не тот — сразу ясно, что перед нами — дама. К слову сказать, фильм красивый, виды – шикарные. Но для кинокомедии этого мало.

Да и музыки хорошей не было – фильмы Александрова всегда расцвечивались мелодиями Исаака Дунаевского, а он к тому времени уже скончался. Чем всё закончилось? Закономерно. Все иноземные гости влюбились в Страну Советов, увидели все её дивные красоты, и даже американский миллионер, верящий лишь в доллар, понял, что поворот к капитализму не нужен. На деле, правда, вышло всё иначе.

Оцените статью