Алексея Кожевникова многие режиссеры и кинокритики называли уникальным явлением в кинематографе. Не имевший никакого актерского образования он был способен моментально вживаться в роль, и успешно отыгрывать все, что требовал режиссер.
Когда началась война Алеше Кожевникову только исполнилось восемь. К тому времени он уже успел потерять отца – тот рано ушел из жизни и остался с матерью и братом Виктором. Старший брат Михаил погиб на фронте в первые же дни войны. Небольшая семья Кожевниковых была эвакуирована из Ленинграда в Москву, где им, как и многим, приходилось буквально выживать.
Матери одной было сложно прокормить двоих детей, и Алексей в 14 лет устроился сразу на две работы, переведясь из обычной школы в вечернюю, чтобы помогать семье.
Он трудился грузчиком на складе и помощником слесаря (а потом и слесарем) на заводе. Руководство завода оценило трудолюбие и настойчивость парнишки, ему присвоили 3 разряд и отправили учиться в Ленинградский военно-механический институт.
Именно во время учебы Кожевников увлекся самодеятельностью и стал посещать кружок театрального искусства, даже не подозревая, что увлечение вскоре станет его новой профессией.
Путь Алексея Кожевникова к популярности начался со съемок в фильме «Первый эшелон». Тогда он пришел на кастинг для массовки, не рассчитывая на что-то другое. А в итоге сыграл Валю Солнцева. Персонаж второстепенный, но для Кожевникова это был настоящий триумф, о котором он и мечтать не мог.
К слову, режиссер Михаил Калатозов, проводя пробы, попросил начинающего актера сымпровизировать, причем, весьма неожиданно. Он попросил показать, «что чувствует петух, внезапно обнаруживший, что снес яйцо». И Кожевников справился даже с таким заданием блестяще, после чего сразу же был утвержден.
После роли Солнцева Кожевникова стали то и дело приглашать на второстепенные роли, а он никогда не отказывался. В результате сыграл за свою жизнь просто в невероятном количестве фильмов.
Но если карьера актера складывалась удачно, то о личной жизни этого сказать было, увы, нельзя.
На съемках фильма «Королева бензоколонки» Алексей влюбился в партнершу по съемочной площадке Надежду Румянцеву. Но взаимностью она не ответила. Когда актриса вышла замуж и уехала за рубеж, Кожевников вообще впал в уныние. Он втайне все же надеялся, что когда-нибудь ему удастся завоевать сердце актрисы.
Кожевников впал в депрессию и запил. Он тогда и не подозревал, что рядом есть человек, способный поддержать, помочь, вытащить из депрессивного состояния.
Этим человеком была актриса Людмила Ксенофонтова. Людмила была вдовой, одна воспитывала сына. Узнав от том, что Кожевников совершенно замкнулся в себе и опустил руки, она стала приходить, помогать по дому, готовить, поддерживать разговором. Вот так незаметно из знакомых они стали близкими людьми.
Ксенофонтова переехала к Кожевникову, и ее абсолютно не смущал тот факт, что вся квартира Алексея была увешана плакатами и фотографиями Румянцевой.
Постепенно Кожевников «оттаял», снова начал активно сниматься, гастролировать, много работать. И его усилия не прошли даром – в 1980 году Кожевникову присвоили звание заслуженного артиста РСФСР.
Одно огорчало актера – у него не было детей. И это был его сознательный, хотя и весьма непростой выбор. Дело в том, что и мать актера, и его отец, рано ушедший из жизни, страдали гипертонией. Отчасти из-за своей болезни, передавшейся ему по наследству, он и опасался с кем-либо создавать семью. Боялся, что внезапный приступ может сделать его инвалидом, а быть кому-то обузой он не желал.
Болезнь сопровождала актера всю жизнь, но особенно обострилась она в 80-х. Кожевников, который никогда не отказывался от съемок, стал отклонять предложения режиссеров, настолько плохо он себя чувствовал. Он начал заниматься дубляжом, потому как сидеть без дела не привык.
В начале осени 1986 года Кожевников отдыхал на даче у знакомых. Там и настиг его гипертонический криз, приведший к смерти.
Не стало замечательного актера 6 сентября 1986 года. Алексей Кожевников был похоронен в Санкт-Петербурге на Большеохтинском кладбище.