Момент из фильма «Любовь с привилегиями», который заставил меня переосмыслить задумку картины

На первый взгляд фильм «Любовь с привилегиями», также известный под названием «Городские подробности», вышедший в 1990 году, может показаться весьма заурядным перестроечным кино с поверхностной критикой власти, когда невинного человека могли приговорить к высшей мере наказания без суда и следствия – достаточно было просто проставить несколько подписей.

Частично этот вопрос действительно раскрывается в картине, но, как бы парадоксально это ни звучало, тот самый бездушный партийный чиновник, некогда составлявший верхушку давно павшей системы, по итогу оказался гораздо человечнее тех самых «простых людей», стоило им только получить малейшую возможность дорваться до денег и власти.

Константин Кожемякин – деконструкция образа зажиточного представителя власти

В отечественном кинематографе уже давно достаточно плотно укоренился отрицательный образ государственного служащего, наделённого властными полномочиями: как правило, живут они на широкую ногу, постоянно злоупотребляют своим положением и в целом используют любые методы ради достижения своих целей.

Как минимум они всегда оторваны от народа, наделённые многочисленными привилегиями, что недоступны простым людям. Поначалу может показаться, будто Константин Гаврилович Кожемякин, сыгранный Вячеславом Тихоновым, будет именно таким не особо приятным бывшим чиновником партии.

Он приехал на отпуск в элитный санаторий, где завёл роман с женщиной как минимум в два раза младше него, речь про главную героиню Ирину Николаеву в исполнении Любви Полищук – наверняка Кожемякин будет смотреть на неё «сверху вниз» и относится как к своей весьма симпатичной собственности, верно?

На самом деле, нет. Константин Гавриилович, на удивление, проникается искренними чувствами к Ирине, ведёт себя с ней крайне уважительно, в то время как Николаева без зазрения совести занимает роль его «содержанки».

Параллельно с этим героиня Полищук также пытается разузнать правду о деле своего отца, который, по мнению самой Ирины, попал в число неугодных для «системы». Нам, правда, так и не дают подробностей касательно того, насколько справедливыми был приговор и действительно ли отец Ирины — Василий Николаев был преступником, но это не так и важно.

Важно другое: Кожемякин, некогда лично поставивший подпись на том самом приговоре, совсем не против того, чтобы его новоиспечённая супруга узнала правду. Сам Константин Гаврилович не видит в этом ничего зазорного ведь, в конце концов, он просто выполнял свою работу.

Весьма очевидно, что протест Кожемякина даже гипотетически не смог бы ничего изменить – вердикт был вынесен ещё давным-давно, а сбор подписей уполномоченных лиц был всего лишь формальностью. К тому же за неповиновение Кожемякин вполне мог бы оказаться на месте Николаева.

«Честные люди»

Вот здесь мы и подходим к тому самому моменту, полностью меняющему восприятие картины. На самом деле, реакция Ирины на правду вполне ожидаема: она не хочет жить рядом с человеком, что причастен к печальной судье её родного отца, поэтому уходит от Кожемякина.

В самом этом жесте ничего плохого нет. Да, можно оспорить рациональность такого поступка, тем не менее Ирина ведь свободная женщина и вольна была уйти в любой момент.

Здесь загвоздка в другом. Видите ли, чтобы как-то загладить свою вину, Кожемякин переписывает на Ирину однокомнатную квартиру, полученную в первую очередь благодаря его высокому статусу, пусть даже сейчас он на пенсии.

Самое интересное, что Николаева этот «подарок» спокойно принимает, заезжает в квартиру вместе с семьёй своей дочки, при этом всё равно отвергает любые попытки Константина вернуть их отношения.

Значит, как получить квартиру не совсем законным способом, благодаря влиянию бывшего супруга, так здесь принципы Ирины не нарушены – она с удовольствием пользуется привилегиями мужа.

Но когда он, ради сохранения своей должности и этих самых привилегий, много лет назад подписал «коллективное осуждение» — вот здесь Николаева проводит черту.

Про её дочь и зятя, настаивающих на том, чтобы Ирина с Кожемякина «выбила» всё до последнего, просто говорить не хочется: люди, готовые пойти на всё ради собственной выгоды. И ведь Николаева не особо отличается от своей родни.

Вопрос, а что фундаментально отличает Ирину от Кожемякина? Ну, по крайней мере, у Константина хватило совести обходиться уважительно с любимой женщиной и не врать ей. Да, не сказать, что он поступил как-то благородно или по справедливости, но, по крайней мере, у меня Кожемякин не вызывает антипатии.

В то же время Николаева использовала вскрывшуюся правду как некое оправдание для своего поведения: сначала она водила домой к Константину своих новых ухажёров, потом устраивала с ними застолья, а затем надавила на него, чтобы он её обеспечил недвижимостью.

Стоило только Ире ощутить в своих руках крупицу власти, как она тут же опустилась до вымогательства, опять-таки, совсем не стесняясь пользоваться привилегиями нелюбимой ей партийной номенклатуры.

Оцените статью
Момент из фильма «Любовь с привилегиями», который заставил меня переосмыслить задумку картины
О том, как свекровь и тёща замуж собрались