«Сеня, я хотела тебе сказать… У нас будет ребёнок!»: почему Гайдай изменил финал «Бриллиантовой руки» и какие сцены вырезали из фильма

28 апреля 1969 года на советские экраны вышла легендарная комедия «Бриллиантовая рука». Идея будущего фильма родилась у драматургов Якова Костюковского и Мориса Слободского после прочтения серии статей о контрабандистах.

В одной из заметок упоминался хитроумный способ провоза золота — швейцарские дельцы вывозили драгоценный металл в гипсе на руке. Сценаристы написали историю о Семёне Семёновиче, который в заграничном туре случайно попал в центр контрабандистской махинации.

Драматурги уже работали с Леонидом Гайдаем над «Операцией Ы» и «Кавказской пленницей», поэтому сценарную заявку писали сразу «под Гайдая», который стал не только режиссёром, но и соавтором текста.

Руководство «Мосфильма» сценарий одобрило, но потребовало внести принципиальные правки — сделать более активной роль милиции, вырезать сцену с поздравляющими Шефа пионерами, сократить бытовые эпизоды, вычеркнуть политически окрашенные фразы, убрать некоторые сцены с управдомом.

Уже позже из фильма пропали реплики Лёлика: «Как говорит шеф, главное в нашем деле — социалистический реализм» и «Партию и правительство оставили на второй год».

*

*

Роль Горбункова была написана специально для Юрия Никулина. История с тайным ввозом драгоценностей поначалу сильно удивила актёра, но сниматься он согласился. В фильме появилась вся семья Никулина — жена Татьяна сыграла экскурсовода в Стамбуле, а сын Максим предстал в образе мальчика, который ходил по воде.

На роль Геши Козодоева киноначальство настоятельно рекомендовало Георгия Вицина, однако Гайдай был против — иначе зрители непременно бы удивились отсутствию в картине и Евгения Моргунова. Андрей Миронов сам пришёл пробоваться на роль контрабандиста, так как он напомнил ему Фигаро — этого колоритного героя актёр недавно начал играть в театре.

До Миронова пробы проходили Валерий Носик, Михаил Пуговкин и Рудольф Рудин, но режиссёру никто не нравился. И только когда на площадке появился Миронов, образ Геши заиграл новыми красками.

На съёмках у Андрея Миронова сложились напряжённые отношения с Нонной Мордюковой. Их сцены редко пересекались, но актёры и так старались лишний раз не общаться — Мордюкова презрительно называла Миронова «маменькиным сынком», а он в свою очередь во всеуслышание указывал ей на профессиональные промашки на площадке.

Из фамилии Мордюковой родилось ругательное слово контрабандистов «мордюк», а «березина команит» было посвящено супруге Леонида Каневского — переводчице Анне Березиной.

Девушку легкого поведения, чьё «цигель-цигель ай-лю-лю» помнят до сих пор, сыграла Виктория Островская. Она работала диспетчером автобазы и о кино даже не думала, пока не попалась на глаза помощнице режиссёра. Ту привлекла эффектная внешность Виктории и вскоре девушка получила приглашение сыграть в крошечном эпизоде.

После «Бриллиантовой руки» Островская сыграла девушку в душе в комедии «Старый знакомый», играла в театрах Днепропетровска и Сызрани, однако вскоре оставила профессию актрисы.

Более тридцати лет она проработала библиотекатем в отделе искусств Российской государственной библиотеки, а кроме этого была тренером по аэробике в столичном центре кинезитерапии. Виктория Островская ушла из жизни в прошлом году в возрасте 85 лет.

Журналист «Огонька» Леонид Плешаков приехал на съёмочную площадку, чтобы взять интервью у Юрия Никулина. Его увидел Гайдай и решил, что такой типаж должен быть в кадре. В образе мрачного типа с медальоном в виде черепа журналист спрашивал у Семён Семёныча: «Папаша, огоньку не найдётся?».

После выхода фильма Леонид Плешаков стал совмещать основную работу со съёмками в кино —появился в фильмах «Почти смешная история», «Васса», «Сибириада», «Счастливая, Женька!» и ещё в десятке картин.

У фильма был задуман лиричный финал. Вся семья Горбункова выходит из подъезда, у Семёна Семёновича загипсованы обе руки. Надежда берёт мужа под руку и тихо говорит: «Сеня, я хотела тебе сказать… У нас будет ребёнок!».

Но так как Гайдая ругали за бытовые зарисовки, концовку он изменил. Кстати, крюк подъёмного крана в финальной сцене ударил Юрия Никулина по-настоящему — этого не было в сценарии, но эпизод оставили. Чтобы отвлечь внимание киноначальства от прочих деталей картины, режиссёр придумал хитрый ход.

Гайдай завершил вторую серию сценой чудовищного ядерного взрыва — якобы «для показа всей сложности нашего времени». Чиновники конечно пришли в ужас и потребовали вырезать пугающие кадры. Гайдай согласился только при условии, что все остальные сцены останутся нетронутыми.

Успех, который был у «Бриллиантовой руки», можно назвать триумфальным. В восторге были все — и зрители, и пресса, и критики. Фильм посмотрело больше 76 миллионов человек. Он завоевал первое место не только в прокате, но и в сердцах людей. «Бриллиантовая рука» вошла в тройку лидеров за всю историю советского проката — комедию обошли только «Пираты ХХ века» и «Москва слезам не верит».

Оцените статью
«Сеня, я хотела тебе сказать… У нас будет ребёнок!»: почему Гайдай изменил финал «Бриллиантовой руки» и какие сцены вырезали из фильма
Продали дачу родне и пожалели