«Мы ежедневно утром, днём и вечером пьём в ресторане водку и едим чёрную икру», — из дневника Симонова о командировке в Токио в 1946 году

Недавно мне попался на глаза опубликованный дневник знаменитого советского литератора, автора гениальной трилогии «Живые и мёртвые» Константина Симонова. Называется он «Япония. 46». В этой книге Константин Михайлович рассказывает, как через полгода после окончания войны его направили в командировку в Токио, чтобы написать серию репортажей о жизни японцев.

В январе 1946 года Токио производил гнетущее впечатление: практически все постройки, которые могли сгореть (а большинство из них были построены из дерева), были уничтожены огнем.

Население, подавленное поражением, пребывало в тяжелейших условиях полуголодного быта, в то время как американские военнослужащие, демонстрируя свое превосходство, передвигались по городу на джипах. Так как на другом транспорте по улицам разрушенного города проехать было невозможно.

Местные власти предоставили советским журналистам (вместе с Симоновым приехали трое коллег) помещение без отопления с хрупкими бумажными стенами, что было особенно некомфортно в январе, и практически отказались от дальнейшего участия в их жизни, предоставив им полную свободу действий.

С большим трудом журналистам удалось найти переводчика и достать самые необходимые вещи, чтобы начать работу в незнакомой и разорённой стране.

Поскольку самостоятельно передвигаться по огромному городу было нельзя, Симонов решил обратиться к американскому генералу Макартуру, тогдашнему главнокомандующему союзническими оккупационными войсками. Он хотел попросить генерала выдать им пропуска для перемещения по городу и по возможности помочь с транспортом.

На следующий день после его обращения к американцам ему была назначена аудиенция у генерала. Но перед этим была проведена продолжительная беседа, на которой якобы в целях секретности и безопасности Симонова настоятельно попросили никому не разглашать о его встрече с Макартуром и уже тем более ничего не публиковать об этой встрече в газетах. Симонов дал слово советского офицера, что сохранить всё в тайне.

Генерал уделил нашему военному журналисту всего несколько минут. Советским журналистам по распоряжению генерала были выписаны пропуска. Пообещал он помочь и с машиной. Говорил, что как только придёт очередной теплоход из США с техникой, он выделит им один «Виллис». Забегая вперед, Симонов пишет, что с машиной он обманул.

Буквально через неделю после этой встречи с генералом в одной из центральных американских газет Константин Михайлович с удивлением прочитал статью о его встрече с генералом. Да и вообще о подробностях жизни советских журналистов в Токио. Цитата из дневника Симонова:

«Было описано, будто мы не знаем английского языка и не желаем ни с кем говорить по-английски, хотя на самом деле мы отлично знаем английский язык. Было также описано, как мы ежедневно утром, днем и вечером пьём в ресторане водку и едим черную икру (ох, если бы так!).

А главное, было написано, что мы все четверо долго добивались приема к Макартуру и, наконец, когда были приняты и когда Макартур спросил нас, какие у нас к нему вопросы, то мы не задали ему никаких вопросов, а только попросили у него машину, бумагу и карандаши!»

Получается, что американцы перед встречей с генералом чуть ли не взяли у наших подписку о неразглашении, а потом сами же об этой встрече растрезвонили на весь свет. При этом полностью исказив всю информацию и навыдумывав про наших журналистов грязные небылицы.

И вот с тех пор прошло почти 80 лет. И если почитать американскую прессу о нашей стране сегодня, то можно констатировать, что, по сути, в западной журналистике ничего не изменилось.

Хочу сразу предупредить отдельных читателей, которые и сегодня считают западную прессу самой свободной и правдивой: всё, что написано выше — это не выдумки нынешних российских пропагандистов, а воспоминания авторитетного писателя и журналиста мирового уровня, которые были впервые опубликованы ещё полвека назад!

Рекомендую всем почитать этот дневник Симонова о событиях 1946 года. Узнаете много интересных вещей. В том числе и истоки покорности перед американцами самих японцев (вроде бы непримиримых самураев) сразу после атомной бомбардировки.

Вы также заметите, как актуальны наблюдения Константина Симонова для сегодняшнего дня. И вы поймёте, что история движется по спирали. Но самое главное, что в этой спирали итог для нашей страны будет тем же, что и 80 лет назад.

Оцените статью
«Мы ежедневно утром, днём и вечером пьём в ресторане водку и едим чёрную икру», — из дневника Симонова о командировке в Токио в 1946 году
— Раз вы не купили квартиру моей дочери, то ей достанется моя! А я поживу у вас, — заявила свекровь, уже входя в квартиру с чемоданами