Когда я первый раз увидел «Школьный вальс», то был даже не изумлен, а прямо-таки ошарашен. Как такое могли допустить на экраны? Это же 1977 год! Я-то смотрел фильм Любимова в 2023, а до того момента даже и не слышал такого названия.
Как советская цензура одобрила демонстрацию настолько антисоветского фильма, где ни один из героев не является примером для подражания? В этом вопросе хотелось бы разобраться поподробнее.
Режиссер Павел Любимов начал работу над «Школьным вальсом» в конце 1970-х годов. Он давно планировал снять что-нибудь молодежное, а тут подвернулся удачный сценарий. Тематика фильма изначально была очень «скользкой». Особенно для того времени. Безусловно, в СССР нередко случались подростковые беременности, но об этом было принято молчать.
Киношное начальство пыталось давить на автора сценария Анну Родионову, чтобы та прибавила своим героям несколько лет. Но драматург упорно отказывалась. Потому что в чем тогда будет смысл фильма?
Ситуация, при которой картина Павла Любимова всё-таки очутилась в кинопрокате, сейчас кажется чудом. Тем более, что до этого в СССР под запрет попадали намного более безобидные фильмы. Например, революционный капустник «Интервенция» с Владимиром Высоцким.
Или довольно минорный, но совершенно не крамольный «Урок литературы» с Евгением Стебловым и целой россыпью других блестящих советских артистов.
Однако «Школьный вальс» ждала иная судьба. Сегодня я подробно расскажу, как так вышло, что цензура всё-таки разрешила выпустить эту молодежную мелодраму на экраны.
Во-первых, подобное в советском кино уже было. Я сейчас имею в виду драму «А если это любовь» режиссера Юлия Райзмана (1961). Между прочим, действие в этом фильме развивается намного трагичнее и несправедливее, чем в «Школьном вальсе».
Борис Рамзин действительно горячо и искренне любит Ксюшу Завьялову. И их отношения разваливаются под влиянием непреодолимой силы. Неправильное, непедагогичное поведение школьных учителей и малограмотной Ксюшиной мамы — вот что разрушает светлые чувства подростков. В конце фильма Ксения Завяльова выглядит уже совершенно сломленным человеком, потерявшим веру в жизнь.
Во-вторых, при подборе актеров съемочная команда во главе с Любимовым учла ту обстановку, в которой работала.
Если вы смотрели фильм «Розыгрыш» Владимира Меньшова, то знаете, что в нем приняли участие подростки — настоящие школьники. То же самое относится к кинокартине «В моей смерти прошу винить Клаву К».
Однако пригласить в «Школьный вальс» детей, чтобы они изображали на экране школьный роман и к тому же беременность — это было уже чересчур. Никто бы просто не разрешил это сделать. Поэтому, Павел Любимов подбирал актеров из взрослых людей. Евгении Симоновой тогда исполнилось 23 года, она уже была замужем и родила ребенка от Александра Кайдановского.
Елене Цыплаковой — 20 лет, столько же и Сергею Насибову. Все эти молодые люди сыграли 17-летних и сделали это блестяще. Даже несмотря на то, что у Насибова не имелось ровным счетом никакого опыта. Цыплаковой пришлось учить его целоваться на камеру.
В-третьих, под нажимом начальства авторы «Школьного вальса» были вынуждены поменять концовку. Чиновникам не понравилось, что Гоша и Зося прощаются навсегда. В финал была добавлена реплика Гоши, что неплохо бы повидать сынишку.
Если честно, раньше мне казалось, что Зося так и будет любить своего Гошу, пока он меняет одну жену на другую. Однако, пересмотрев фильм я понял, что это не так. Уходя от Гоши, Зося как бы распрямляется и ускоряет шаг.
Для неё эти отношения уже в прошлом. И поэтому финал, который казался комиссии мрачным, лично мне видится оптимистичным. Слишком уж скверный человек этот Гоша. Плохо было бы, если бы Зося снова с ним сошлась.
Несмотря на все описанные обстоятельства и переделанный конец фильма, его всё равно пытались запретить. Павлу Любимову пришлось писать в ЦК партии, чтобы премьеру разрешили. Тем не менее, после выхода фильма на экраны, на его создателей посыпались обвинения. Аморальный пример, безнравственное поведение, запятнанная честь не только идеальной советской школы, но и всего Советского Союза.
В наши дни, из 2025 года «Школьный вальс» уже смотрится, как киношедевр. И между прочим, советские зрители почти полвека назад тоже это поняли. Иначе бы фильм не посмотрело 19,4 миллиона человек (28-е место в советском кинопрокате-78).