Николай Анисимович Щёлоков, руководивший Министерством внутренних дел СССР с 1966 по 1982 годы, был не только влиятельным министром, но и страстным поклонником кино. Он оценивал воспитательную силу кинематографа не меньше, чем в своё время В.И. Ленин, и внимательно следил за тем, как в фильмах изображается советская милиция.
За годы его руководства органы внутренних дел достигли значительных успехов: повысились престиж и зарплаты сотрудников, укрепилась научная база, обеспеченность жильем и медицинским обслуживанием, расширилась сеть санаториев.
При министре Щелокове в рядах МВД почти вдове увеличилась доля сотрудников с высшим образованием. И большую роль в этих положительных преобразованиях сыграл кинематограф.
Министр это хорошо понимал, поэтому всегда уделял внимание тому, как в кино, литературе и СМИ освещается деятельность милиции. Он добивался, чтобы образ милиционера в художественных произведениях был только положительным.
А о работе органов внутренних дел писали лучшие авторы и снимали качественные фильмы. По его прямому распоряжению был придуман, а позже снят популярный телесериал «Следствие ведут ЗнаТоКи», который привлёк в органы МВД тысячи квалифицированных специалистов.
По указанию министра на съёмках всех фильмов о милиции обязательно присутствовали консультанты от МВД, которые были соответствующим образом проинструктированы своим руководством. Именно они, помимо обычных профессиональных консультаций, ещё следили и за тем, чтобы образы милиционеров имели строго положительные характеры.
Но даже при таком негласном и строгом контроле всё равно время от времени появлялись киноленты, в которых честность и благородство советских милиционеров ставились под сомнение.
Одним из таких фильмов стал остросюжетный детектив «Амнистии не подлежит», снятый на «Ленфильме» штатным режиссёром киностудии Николаем Розанцевым.
В фильме, сценарий которого (первое название – «Скрытый враг») написал известный писатель Анатолий Ромов, иностранный шпион под видом начальника районного отдела милиции ловко обманывает советские спецслужбы и совершает убийство.
Щёлоков узнал об этом фильме, когда готовая картина уже была принята худсоветом киностудии и получила разрешительное (прокатное) удостоверение.
Рассказывали, когда он в служебном кинозале МВД посмотрел этот фильм, то был в ярости! Такой изощренной дискредитации органов МВД он даже представить себе не мог. Офицер милиции на серьёзной должности, и он же — иностранный резидент и убийца! Мыслимо ли это?! Министр гневно кричал на своих помощников, что фильм необходимо уничтожить, а его создателей строго наказать!
Тут же по его поручению было составлено письмо за его подписью на имя члена Политбюро ЦК КПСС Михаила Суслова, который отвечал за культуру и идеологию в стране. Вот выдержка из этого документа:
«На студии «Ленфильм» завершены съёмки художественной кинокартины «Амнистии не подлежит», которая, по нашему убеждению, содержит серьёзные политические ошибки. В качестве матёрого врага Советской власти, предателя Родины, резидента иностранной разведки в этом фильме выступает начальник районного отдела милиции.
Такая тенденциозная трактовка образа руководящего работника органов внутренних дел может вызвать у зрителей глубокое негодование и недоверие к сотрудникам милиции, может породить искаженное представление о том, что в милиции работают люди, мировоззрение и убеждения которых враждебны кровным интересам советского народа и Коммунистической партии.
Вызывает справедливое возмущение не только злостное искажение облика работника милиции, но и очевидная фальсификация действительности. В истории советской милиции не было случая, чтобы её руководящий работник стал бы агентом империалистической разведки».
Одновременно с этим, не дожидаясь реакции Кремля (а Щёлоков не сомневался, что она последует), за его подписью директору «Ленфильма» было направлено другое письмо с требование готовую киноленту уничтожить, а если этот фильм состоял в плане киностудии, то необходимо его переснять, удалив упоминание о советской милиции.
В итоге через полгода был готов новый фильм, который уже назывался «Развязка». С теми же актёрами и с почти тем же сюжетом. Но теперь шпион — не офицер милиции, а директор кинотеатра.
Вначале автор сценария предложил сделать его если уже не милицейским начальником, то хотя бы директором крупного магазина или руководителем торговой базы (по сюжету он должен быть обязательно каким-то советским начальником), но директор киностудии осадил его: дескать, ты хочешь, чтобы завтра такое же гневное письмо пришло от министра торговли?
Нет уж, пусть этот шпион будет из нашей киношной среды. И они сделали его директором кинотеатра.
К сожалению, фильм «Амнистии не подлежит» был на самом деле уничтожен, и мы теперь не сможем сравнить его с переделанным позже вариантом сюжета, показанном в детективе «Развязка».
Но те, кто видел первый вариант, рассказывали, что там была настоящая интрига, так как зрителю даже в голову не могло прийти, что иностранный резидент, за которым охотился КГБ – это милицейский начальник. В фильме «Развязка» такой увлекательной интриги уже не получилось.
Тем не менее в год премьеры кинодетектив «Развязка» вошёл в пятнадцать лучших картин 1970 года, обогнав такие замечательные фильмы, как «Начало» с Инной Чуриковой, «Влюблённые» с Анастасией Вертинской и даже знаменитый фильм Сергея Герасимова «У озера».
Впереди этого фильма среди лидеров были: «Белое солнце пустыни», «Судьба резидента», «Тройная проверка», «Пятеро с неба», «Опасные гастроли», «Освобождение» и несколько других известных картин, премьеры которых состоялись тоже в 1970 году.