Вы, конечно же, смотрели этот фильм и с высокой долей вероятности являетесь его горячим поклонником. Вышедшая в 1985 году на экраны советских кинотеатров картина Владимира Меньшова мгновенно стала хитом, и остаётся им по сей день. Главное достоинство картины в том, что режиссёр с ювелирной точностью передает типичные характеры той эпохи.
Валенок Василий, боевая Надежда, недалекий любитель бухнуть дядя Митя, воющая от своего одиночества Раиса Захаровна. По большому счету именно это и превратило историю с банальным сюжетом в шедевр. Характеры героев и все нюансы их отношений переданы настолько точно, что огромное количество зрителей узнало в персонажах себя, своих мужей, жен, соседей.
Поэтому герои фильма им как родные, поэтому они и готовы с пеной у рта бить себя кулаками в грудь и кричать «Харрроший фильм!»
Да, фильм хороший. Если не вдаваться в подробности. На первый взгляд — чисто русская комедия, где есть родные сердцу алкоголики, скандалы и любовь. Однако за этой мишурой скрывается страшный подтекст: измена, алкоголизм, враждебные отношения в семье преподносятся как норма. Более того, над этим можно смеяться.
И самый ужас в том, что находится большое количество людей, кричащих, что это вот оно и есть наше родное русское. Да, вот теперь и не удивительно, что русских в иностранных фильмах изображают сплошь бухариками (самый цимес в том, что русского бухарика дядю Митю сыграл еврей Юрский, и как сыграл!).
На самом деле отношения в семье Кузякиных глубоко больные, но зрителям предлагают воспринимать их как норму и образец для подражания.
Если задуматься, то легко обнаружить, что в этом фильме нет положительных персонажей, кроме детей Кузякиных. Трое детей Надежды и Василя ещё не испорчены, хотя Ленька уже на пути к этому — хватается за топор и гоняется за отцом. И не надо говорить, что «ну подумаешь, это нормально». Нет, это НЕ нормально. Не будет в здоровой семье сын гоняться за отцом с топором.
Ну так кого же можно назвать положительным в этом фильме? Василия? Да, он добрый, неплохой, наверное, человек, но чем он занимается по жизни, кроме работы? Ничем. Целомкается с голубями и тянет пивко на пристани. Он полностью в подчинении у своей жены, инициатива на нуле — делает только то, что она ему скажет. А голуби вообще отдельная тема — по сути вся его жизнь крутится вокруг голубей.
Ради них он врёт жене, спускает на них последние семейные деньги и в принципе все свободное время торчит на голубятне. Голуби — смысл его жизни. Семья, работа, хозяйство для него просто фон, сон в Матрице. Его настоящая жизнь только на голубятне.
Он прячется в ней как в буквальном смысле — от разъярённой жены — так и в переносном — голубятня для него это способ ухода в свой мир розовых пони, побег от действительности. Василий глубоко несчастлив, обрести чуточку счастья он может только на голубятне в окружении своих питомцев.
И даже когда он возвращается в семью, его гораздо меньше волнует, как он будет мириться с женой, нежели судьба его голубей — вспомните, как он меняется в лице, когда Надюха говорит, что она им «бошки поотрубала». И ещё он до глубины души инфантилен. Помните, как он легко принял решение уйти от жены к Раисе Захаровне?
Так оно как-то само по пьяни закрутилось.
Ага. Упал, очнулся — Раиса Захаровна. А главное — оно само. Он не виноват. Оно само — мантра безответственных людей.
Его жена Надежда типичная токсичная деревенская баба. Она обуреваема целым набором чувств, и все они отрицательные. Это постоянная злость на мужа и детей и ревность — она ревнует мужа к голубям и даже не осознаёт, что сама своим поведением загоняет его на голубятню. Самое главное, она постоянно глумится над тем, что дорого её близким: чуть что, угрожает голубям «бошки поотрывать».
Она знает, что муж любит этих птиц и всё время стремится причинить ему боль такими угрозами. Позже эта ревность в полной мере выльется на «щучку крашену», а кульминацией станет рукопашная и добытый в честном бою трофей в виде красного беретика. Надежда не умеет и не хочет решать спорные вопросы мирным путём.
И, конечно, самая отвратительная сцена это истерика Надежды, когда она перенаправляет свою злобу на мужа на своих дочерей. Вот здесь раскрывается вся её натура. И не надо говорить «вы нипанимаити, она выплеснула то, что на душе было». Вот именно. Что было на душе, то и выплеснула — злобу, манипуляторство, цинизм.
Она со снайперской точностью оттаптывается на самом дорогом. Спекуляция родителя на своей смерти — один из самых жестоких манипулятивных приёмов, потому что самый большой страх любого ребёнка это потерять родителя.
И второй такой же циничный и жестокий приём — угроза отвержения со стороны родителя. «Иди к ней!» — кричит Надежда младшей дочери, которой всего лет 13, и она одинаково любит и мать, и непутевого отца, и доводит её до истерики, даже старшая дочь говорит матери «С ума сдурела!».
Старшей дочери тоже прилетело, но, похоже, она в этой семье самая адекватная — она уже достаточно взрослая, чтобы дать отпор разбушевавшейся матери. Она не позволяет манипулировать собой и начинает собирать чемодан, и Надюха тут же даёт задний ход. Кстати, отличный пример того, как надо реагировать на манипулятора.
Так что семья Кузякиных типичная семья с больными отношениями. И да, она ещё и довольно типичная для советского общества. Крикливые истеричные деревенские бабы и неудельные мужики, часто уходившие в пьянку, принимавшие третирование за любовь. Гордиться тут совершенно нечем. Как и смеяться тут не над чем. Герои не вызывают ничего, кроме испанского стыда.
А детей Кузякиных жалко. Дети таких родителей вырастали дерганными невротиками и несли в свои семьи то, что впитали в родительской — орево и скандалы, их семейная жизнь тоже не складывалась, и пример Людмилы это подтверждает — она сбежала от мужа. В фильме не уточняется, почему, а вот в пьесе об этом говорится — он бил Людмилу. И это не случайно.
Выросшая в обстановке постоянного морального насилия, Людмила интуитивно и в мужья выбрала себе того, кто создаст такую же обстановку в её собственной семье. Правда, она сумела разорвать порочный круг и сбежала от него.
Кстати, обстановка в семье дяди Мити и бабы Шуры такая же.