Для поколения, выросшего на советском кино и театре, имя Лидии Сухаревской – особая нота. Сегодня она незаслуженно забыта широкой публикой, но при жизни эта актриса была настоящей легендой сцены, мастером всех театральных жанров. Парадокс?
Современники порой не разглядели масштаба её редкого дара. Лишь один человек всегда знал ей цену – её муж, блистательный комик Борис Тенин, считавший Лидию непревзойденной.
Путь к подмосткам
Родилась будущая звезда Лидия Сухаревская в 1909 году в простой семье – отец служащий Упродкома, мать домохозяйка. Споры о месте рождения идут до сих пор: то ли Петергоф, то ли вологодская деревня. Но ясно одно: театр стал её судьбой.
Сразу после школы – театральная студия, а затем сцена разных театров. Талант в угловатой девушке разглядели не сразу. Переломный момент – внимание основателя Ленинградского театра Комедии, Давида Гутмана. Именно он доверил ей главную роль в «Дороге цветов». Так началось её восхождение.
Принципиальная артистка
Сухаревская знала себе цену. Она не была из тех, кто годами терпит в тени, ожидая больших ролей. Играть посредственное – не желала. За долгую творческую жизнь она сменила не один театр, ища место, где её талант мог раскрыться полностью.
В 1944 году – переезд в Москву и Театр драмы (ныне знаменитая «Маяковка»). Затем были Малый театр на Бронной, Театр Сатиры, и наконец – возвращение в ставшую родной «Маяковку».
Королева сцены
Именно здесь, в Театре Маяковского, она сыграла свою коронную роль в «Старомодной комедии» Алексея Арбузова. Этот спектакль режиссер Андрей Гончаров ставил специально для неё.
Игра Сухаревской была фантастической – она передавала тончайшие нюансы человеческих чувств. Зрители рукоплескали, поклонники засыпали цветами. Ирония судьбы? Сама Лидия Петровна считала пьесу Арбузова весьма посредственной. Возможно, сказывался её собственный литературный дар – она писала сценарии, пьесы и даже пробовала силы в режиссуре.
В кино ей доставались в основном эпизоды. Но какие! Она умела сделать из самой неприглядной роли маленький шедевр. Запомните её в «Поединке», «Суде сумасшедших» и, конечно, в «Анне Каренине», где она филигранно воплотила ханжескую графиню Лидию Ивановну.
Любовь длиною в жизнь
1937 год. В труппу Театра Комедии, где служила Сухаревская, влился харизматичный артист Борис Тенин. Он, уже трижды женатый на красавицах-актрисах, сначала не заметил Лидию. Все изменила летняя эстрада. Она читала монолог из заурядной пьесы. Но как читала!
Тенин заслушался, засмотрелся… и влюбился. Ей 28, ему 32. Коллеги лишь усмехались: «Роман с этой угловатой Сухаревской? Недолгий!» Но они ошиблись. Против всех ожиданий пара поженилась. И эти брак продлился 53 года, став легендой театральной Москвы.
Лидия не была классической красавицей, внешне угловатая. Но в ней было нечто большее: достоинство, острый ум, стиль, интеллект и обольстительное обаяние. Тенин, яркий красавец, всю жизнь чувствовал себя рядом с королевой. «Даже если бы она меня не любила, я был бы счастлив, что я её люблю,» – признавался он.
Она не знала хлопот по хозяйству. На дачу приезжала только тогда, когда Борис всё готовил к её отдыху. А ему, интеллектуалу и библиофилу, любившему мастерить руками (он даже полки для своей огромной библиотеки делал сам!), это было в радость. Детей у пары не было, но Лидия души не чаяла в сыне Бориса от первого брака.
Неразлучные
Они почти не расставались. Вместе выступали на фронтах Финской и Великой Отечественной войн. Когда Лидия меняла театр, Борис уходил следом. Лишь в конце 50-х, когда появилась возможность выезжать за границу, Лидия ездила одна – Тенин путешествий не любил. Но вскоре и ей это наскучило, и она вернулась к отдыху на любимой даче с мужем.
Когда Бориса не стало, для Лидии Петровны жизнь потеряла смысл. Она не могла вернуться в пустой дом, где больше не было её Бори. Пережила она мужа всего на год. Летом 1991 года, в возрасте 82 лет, Лидия Сухаревская тихо ушла вслед за своей вековой любовью, оставив нам память о редком таланте и еще более редкой, настоящей любви. Их история – золотая страница советского театра.