«Посредник» — фантастический хоррор по-советски

Трёхсерийная лента «Посредник» (1990) — одна из тех работ, которые сложно забыть. Жуткий и в то же время лишённый динамики фантастический хоррор, снятый по мотивам (сильно по мотивам) повести Александра Мирера «Главный полдень». От фабулы оставили общие черты, причём книга Мирера – это, что называется, пионерские приключения, тогда как «Посредник» Владимира Потапова – это кино, явно, не вполне детское.

Даже так – малолетки его смотреть не будут, да и не каждый взрослый потянет. В «Посреднике» много заумной тарковщины, вся эстетика взята у «Сталкера» и поэтому ничего удивительного в том, что «Посредник» так же отличается от «Главного полдня», как «Сталкер» от «Пикника на обочине». Примечательно, что Мирер сам создавал сценарий, поэтому это ещё страннее.

Итак, в некий городок Тугарин наконец-то (ага!) прибыли инопланетяне на чёрной сфере. У них нет тел, но есть …умершие души. Ах, нет. Какие души – разумы. Дело в том, что на их планете научились сканировать личность и переносить её в другое тело, чтобы продолжать жизнь. Например, в тело преступника. У себя они уже всё освоили, а теперь двинулись по космосам.

И – началось. Да, что такое посредник? Это замысловатый прибор, при помощи которого происходит прошивка – человек падает в обморок, а, выйдя из него, становится иным, другим, чужим. Кодовая фраза: «Здесь красивая местность». Хотя, что-что, а местность показана максимально некрасивая – авторы специально выбирали обшарпанные дома, заброшку, ржавчину, мерзость запустения.

Разумеется, чтобы приблизиться к «Сталкеру». К слову, в позднем СССР было очень много таких депрессивных городков и районов. Как будто все были заняты перестройкой мышления (то есть мышления, как говорил Михаил Горбачёв), а до ремонта не доходили руки. Поэтому городок Тугарин вышел по-настоящему инфернально-депрессивным. Впечатлению помогла также и сепия.

На кого же не действует посредник? На детей, подростков, гениев и сумасшедших. Не подчиняются и те, кто никогда не имел такой привычки – подчиняться. Например, в своём уме остаётся женщина-доктор. Однако таких единицы, точнее – одна. А завоеватели продолжают своё чёрное дело: «Мы десант, дело не наше, придут спецы, разберутся и получат лучшие тела». То есть их задача – полностью оккупировать Землю.

Однако у инопланетян есть уязвимое место – голова. Остальное они довольно быстро регенерируют. Их можно убить, если, например, выстрелить в голову. Планету, по сути, спасают юные байкеры – Сергей и Настя. Точнее, они становятся изначальной движущей силой сопротивления. В результате за дело берутся военные, которые ставят пришельцам ультиматум – если не уберётесь, уничтожим ядерным ударом.

Вроде бы фильм-приключение, но в нём – какая-то безнадёга, а город, освобождённый от инопланетных сил, выглядит всё таким же некрасиво-сумрачным. Нет разницы между Тугариным, населённым «живыми» и Тугариным, захваченным «мёртвыми». Понимаю, что авторам хотелось создать артхаус, кино не для всех. Но вышло очень уж мрачно. Словно бы на излёте советского бытия нам показали гибель Империи.

Оцените статью