Режиссеры убирали артистов с озвучания по разным причинам. Алексей Балабанов, например, из творческих соображений. Фильм уже снят, а режиссеру хочется еще что-нибудь улучшить. А пусть за известного актера говорит кто-нибудь другой!
Так сказать, добавит новых красок в образ. К примеру, за Виктора Сухорукова в обоих «Братьях» говорит Алексей Полуян (капитан Журов из Груза-200). Балабанов счел голос Сухорукова недостаточно бандитским. В других фильмах режиссера, включая «Жмурки», Виктор Сухоруков озвучивает своего персонажа самостоятельно.
Леонид Гайдай занимался переозвучанием артистов из более приземленных соображений. И скорее вынужденно. Всем известны истории с Натальей Варлей («Кавказская пленница») или Арчилом Гомиашвили («12 стульев»). А сегодня мы узнаем, каких пятерых актеров переозвучили другие люди в самом популярном фильме Гайдая — детективной комедии «Бриллиантовая рука».
- Анна Сергеевна — Зоя Толбузина (сыграла Светлана Светличная)
- Шеф — Константин Тыртов (сыграл Николай Романов)
- Дочка Горбунковых — Клара Румянова (сыграла Александра Лисютина).
- Выпивший человек — Георгий Вицин (сыграл Леонид Гайдай)
- Контрабандисты — Виктория Чаева (сыграли Леонид Каневский и Георгий Шпигель)
Анна Сергеевна — Зоя Толбузина (сыграла Светлана Светличная)
За Анну Сергеевну говорит актриса Зоя Толбузина.
Леонид Гайдай долго искал актрису на роль Анны Сергеевны, той самой «роковой женщины». История кастинга оказалась не менее интересной, чем сам фильм.
Кто мог сыграть, но не сыграл:
- Клара Лучко. Гайдай лично уговаривал ее, сделали пробные фото без верхней одежды, но актриса отказалась, посчитав роль недостойной;
- Эве Киви. Актрису забраковали из-за «слишком заграничной» внешности. Хотя позже она снялась у Гайдая в «Не может быть!».
- Лилия Юдина. В 1969 году ей было уже 39 лет, что сочли слишком много для роли.
Светлана Светличная в фильме произносит всего одну фразу: «Не виноватая я, он сам пришел!». Весь остальной текст за нее озвучила Зоя Толбузина. Причины? По версии Светличной — Гайдай просто любил переозвучивать актеров. По версии критиков — у Светличной был «слишком простой» голос для роковой женщины.
А вот что рассказала сама Светличная в интервью.
Шеф — Константин Тыртов (сыграл Николай Романов)
Первым на роль Шефа пробовался Павел Шпрингфельд, но Гайдай остался недоволен. Возможно, режиссера подкупил «особый опыт» Романова — тот самый, лагерный.
Николай Романов — коренной москвич, рожденный еще при царе. Окончил кинокурсы Чайковского, начинал в немом кино. Казалось, впереди слава. Но в 1932 году все рухнуло. Один донос, и жизнь перевернулась. Душевнобольной сослуживец сообщил в органы: мол, Романов родственник императора, хвалится этим, критикует власть и рассказывает крамольные анекдоты.
Три года лагерей. Потом оправдание обвинения оказались ложными. Николая Романова освободили, но в Москву не пустили, разрешили жить только в Самаре. По-настоящему вернулся он лишь в 1958-м. А спустя десять лет случилась роль всей жизни. Тот самый Шеф из «Бриллиантовой руки».
Роль Шефа озвучил Константин Тыртов.
Дочка Горбунковых — Клара Румянова (сыграла Александра Лисютина).
Фраза «мы провожаем ПАААПУ!» навсегда врезалась в память советских зрителей. Маленькая Саша Лисютина, сыгравшая дочку Горбункова, даже не подозревала, что крик «Провожаем папу!» будет преследовать ее всю жизнь.
Как Саша попала в кино? В 4 года случайно: гость дедушки увидел ее фото и воскликнул: «Настоящий ангел!». На съемках в Сочи Саше обещали мороженое за каждый дубль, но так и не дали. Зато Юрий Никулин, обычно не любивший сниматься с детьми, был доволен маленькой Лисютиной. Ее гонорар составил 250 рублей (приличные деньги по тем временам). А в Сочи до сих пор стоит скульптура семьи Горбунковых.
После славы Александра Лисютина не пошла в актрисы, хотя все прочили ей блестящую карьеру. Она окончила мединститут, стала стоматологом. И даже дослужилась до заведующей отделением. Последние годы Лисютина боролась с тяжелым расстройством: резкие перепады настроения, провалы в памяти, регулярная госпитализация. В 2011 году 47-летнюю Александру нашли под окном психиатрической палаты без признаков жизни. Она покинула наш мир добровольно.
Ну, а почему за девочку говорила Клара Румянова — понятно. Взрослые актеры часто в фильмах говорят за детей, а Клара Степановна и вовсе была признанным мастером озвучания в СССР.
Но были и еще два актера в «Бриллиантовой руке», которых переозвучили. Правда в данном случае они говорят-то сами, а все-таки пришлось подключать другого человека. И я имею в виду конечно же контрабандистов с Фиш-стрит — Леонида Каневского и Георгия Шпигеля.
Выпивший человек — Георгий Вицин (сыграл Леонид Гайдай)
Леонид Иович иногда появлялся в своих фильмах в эпизодах. Крупная роль у него только одна — Варфоломея Коробейникова в «12 стульях». И то Гайдай вошел в кадр лишь после того, как на съемки не приехал простудившийся Эраст Гарин, а искать замену уже не было времени.
«На его месте должен был быть я» «Напьешься — будешь!»
Роль выпившего человека как раз Гайдай и исполнил, ну а припев к песне про медведей за него спел Георгий Вицин. Георгий Михайлович вообще много кого озвучивал. Например, Владимира Долинского в «Трех мушкетерах». Или Ивана Уфимцева в «Влюблен по собственному желанию».
Контрабандисты — Виктория Чаева (сыграли Леонид Каневский и Георгий Шпигель)
Они общаются друг с другом на тарабарском языке.
Ну, а закадровый перевод диалога контрабандистов делала Виктория Чаева. Эта женщина с роялем в детстве и микрофоном в зрелые годы могла бы стать звездой экрана, но выбрала тень, став голосом зарубежных актрис для советского зрителя.
В отличие от многих выпускников ВГИКа, которые сразу попадали на главные роли, судьба Виктории Чаевой сложилась иначе. Все знали её голос, но мало кто видел лицо.
Чаева родилась 3 июня 1929 года в Краснодаре. Отец — кавалерист из отряда Ворошилова, мать — педагог и адвокат. В 1940 году родители развелись. Казалось бы, после музыкальной школы и ВГИКа (курс Бабочкина!) перед ней открывались блестящие перспективы.
Но вместо славы киноактрисы Чаева стала «голосом за кадром». С 1953 года она озвучивала десятки зарубежных актрис, включая Лолиту Торрес. Театр-студию киноактера, куда Чаеву взяли после ВГИКа, быстро закрыли.
На киностудии имени Горького значительных ролей не получала. В титрах ее имя почти не упоминалось. Лишь в 1999 году, за 7 лет до ухода, Чаева получила звание заслуженной артистки России. Хотя ее голос знала вся страна.
Главный вопрос остается без ответа: почему ученица Бабочкина, с хорошей внешностью и образованием, так и не стала кинозвездой? Было ли это ее выбором или стечением обстоятельств?