8 июля 1981 года на экраны вышла шпионская драма «Тегеран-43», в основу которой легли реальные исторические события. В 1943 году состоялась Тегеранская конференция, где присутствовали лидеры трёх стран — Иосиф Сталин, Франклин Делано Рузвельт и Уинстон Черчилль. Целью встречи была стратегия борьбы с Германией и её союзниками и открытие второго фронта в Западной Европе.
Помимо этого обсуждался вопрос независимости Ирана, решение польского вопроса, утверждение начала войны СССР с Японией и планы по послевоенному устройству мира.
Советской разведке в Тегеране удалось обезвредить группу немецких диверсантов, планировавших операцию по уничтожению лидеров «большой тройки». Секретную операцию под названием «Длинный прыжок» разработал оберштурмбаннфюрер Отто Скорцени. У него было поручение проникнуть в посольство Великобритании с целью убить или выкрасть глав государств.
Информацию о теракте в Москву передал разведчик Николай Кузнецов. Все силы советской разведки в Иране были брошены на предотвращение нападения. Совместно с агентами Ми-6 были запеленгованы немецкие радисты, готовящие плацдарм для высадки диверсантов.
Радистов захватили и дали возможность передать информацию о провале операции. За несколько дней в Тегеране было поймано около 400 немецких агентов. Часть из них перевербовали и отправили в Великобританию и Советский Союз.
Когда режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов совместно с драматургом Михаилом Шатровым писали сценарий для фильма, то задались вопросом — как могло бы осуществиться такое покушение? Эту информацию нигде не афишировали и создателям фильма пришлось с головой погрузиться в документы.
После их изучения оказалось, что в посольство можно было довольно легко проникнуть по рукотворным подземным рекам. Это была традиционная иранская система водоснабжения в виде многокилометровых туннелей, ведущих от колодцев у подножия гор.
У героя Игоря Костолевского — разведчика Андрея Бородина или Анри, был прототип. Геворк Вартанян возглавлял группу разведчиков, проводивших операцию по срыву покушения на «большую тройку». Его жена Гоар тоже была разведчицей — в кино её образ воплотила актриса Наталья Белохвостикова.
Гоар и Геворк Вартанян — они же Анри и Анита, были засекречены и на момент съёмок о них знали лишь в очень узком кругу. Посмотрев фильм, Вартанян посетовал, что очень уж «обшарпанным» смотрится Тегеран. Да и стреляют в картине слишком много, что для разведчика — проявление непрофессионализма. Кстати, «тегеранские» сцены снимали в Баку и в павильонных декорациях.
«Тегеран-43» — совместный проект СССР, Франции и Швейцарии, поэтому в фильме были заняты иностранные звёзды. Для парижских сцен режиссёры Алов и Наумов пригласили одного из самых популярных французских актёров — Алена Делона. У него тогда была пауза в работе, поэтому он сразу принял предложение сыграть сотрудника Интерпола.
Когда знаменитый француз узнал, что роль будет эпизодической, то очень удивился и потребовал, чтобы на следующий день ему привезли переделанный сценарий. За ночь роль инспектора Фоша дописали и из эпизодического героя он превратился во второпланового. Участие Алена Делона значительно подогрело интерес к фильму и во Франции, и в СССР ещё задолго до премьеры.
Написать песню для фильма режиссёры Алов и Наумов попросили французского певца армянского происхождения Шарля Азнавура. Ему пересказали сюжет и познакомили с актёрами. Самое больше впечатление на Азнавура произвела Наталья Белохвостикова.
«Буду писать песню специально для этой мадемуазель!» — заявил Азнавур и через пару дней совместно с композитором Жоржем Гарваренцем написал «Вечную любовь». После выхода фильма эта баллада о трагической любви стала всемирным хитом — её до сих пор поют на самых разных языках.
Премьера фильма прошёл с большим успехом. Только в СССР его посмотрело более 47 миллионов зрителей — это был рекордный показатель для 1980 и 1981 года. Режиссёры получили главные призы Всесоюзного кинофестиваля и ММКФ, специальный приз общества «Родина».
Фильм был кандидатом на получение Государственной премии СССР, но её отдали съёмочной группе мелодрамы «Москва слезам не верит». Владимир Наумов задумывал снять продолжение фильма про противостояние военных разведок на Ближнем Востоке и пригласить тех же актёров, но осуществить планы не удалось.