«А зори здесь тихие…»: за кого из девушек обиднее

Жалко всех героинь. Все люди. Все юные – жить да жить. Причем у одной ребенок!

Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» – одна из самых потрясающих книг о войне. Экранизация же Станислава Ростоцкого – один из самых сильных военных фильмов.

Уже сам по себе факт, что люди гибнут, потрясает. А тут еще и совсем юные девушки.

При этом представьте, что чувствовал старшина Федот Васков, когда уходили из жизни одна его подопечная за другой. Не просто так ведь он впоследствии усыновил мальчика одной из них – Игоря, ребенка Риты Осяниной.

Да, та его сама попросила в последние минуты жизни. Но ведь Федот мог и забыть или не решиться взять чужого ребенка на воспитание.

Впрочем, вопрос в названии статьи касается не Риты. Хотя она – одна из тех, за кого больше обидно: ее малыш остался без родителей. Но пост немного о другом…

Итак, сама Рита, получив ранение, как говорят врачи, несовместимое с жизнью, а также решив не быть обузой, по собственной воле ушла из жизни: застрелилась.

Трагичные судьбы были и у остальных девушек. У всех. Каждую, так сказать, жалко поровну.

Но есть и еще один момент, который буквально потрясает, когда читаешь книгу Васильева и смотришь фильм Ростоцкого.

Дело в том, что каждая из девушек заслуживает уважение и почтение.

Скажем, Женя Комелькова сознательно ценой собственной жизни защищала Риту и Васкова. И этот подвиг вызывает искреннее восхищение.

Бедная Соня Гурвич погибла во время слежки за фашистами. Пусть во многом это произошло из-за ее исполнительности (побежав за табаком для Васкова, она в лесу внезапно наткнулась на фашистов и почти сразу получила удар ножом). Но ведь она была совсем юная! Ну, не учили девчонок в школе правильно выслеживать врага.

И Лиза Бричкина, утонувшая в болоте, вызывает уважение. Пусть она в итоге не сделала того, чего от нее как самой опытной ожидал старшина (не рассчитала сил и по дороге к заставе за подкреплением попала в трясину). Но она ушла из жизни достойно, это был подвиг.

Итак, у каждой девушки был подвиг. Уважения и доброй памяти достойна каждая!

Разумеется, и старшина был максимально достойным человеком.

Взять хотя бы то, что, оставшись в живых один, будучи раненым и практически без оружия, он сумел взять в плен диверсантов, да еще во главе с командиром!

А то, что его подопечные девушки погибли, совсем не было его виной. Он честно сделал всё, что мог, и даже больше.

НО.

Но вот… лично мне всегда обиднее было за Галю Четвертак. Она не просто погибла в самом первом бою, но запаниковала и выбежала к немцам, открывшись. И логично получив пулю.

Повторюсь: все девушки вызывают однозначное уважение и сожаление. Но обиднее за Галю. Паника не только невольно сделала ее уход из жизни бессмысленным, но и поставила под риск товарищей, бывших с ней рядом. Ведь фрицы сразу заподозрили, что девушка тут не одна.

При этом панику Гали понять и простить не просто можно, но нужно.

Во-первых, девушка честно хотела быть полезной, она никого не предала и не сделала сознательно ничего вредящего.

Во-вторых, до этой операции Четвертак вполне с отдачей воевала. («Ночами зенитчицы азартно лyпили из всех восьми стволов по пролетающим немецким самолетам» и т. д.)

В-третьих, думаете, режиссеры из пальца высасывают острые сюжеты, когда какой-нибудь разбойник ходит по дому в поисках жертвы, а та прячется в дальнем чулане и вполне может там и пересидеть безопасно, но внезапно срывается с места и сама с громким криком бежит в лапы к бандиту?

На самом деле это вполне реальный психологический механизм. У человека не выдерживают нервы, и он себя открывает. Хотя, если б он немного потерпел, затаившись, он мог выйти из ситуации победителем: враг бы ушел, а он сам остался целым и невредимым.

Вот так получилось и с Галей. И никто не успел ее остановить, всё произошло уж очень неожиданно…

Не устаю повторять: каждая (!) девушка достойна уважения и доброго, необидного сожаления. Как хотелось бы, чтобы выжили они все!

Просто за Галю, которая запаниковала и так нелепо, по случайности открылась врагу и тем подставила остальных, немного обиднее. У нее не было настолько прямой угрозы, как у остальных, она могла выжить и сделать много полезного…

Кстати, старшина лишний раз проявил себя не просто как мудрого и доброго, но и справедливого человека, сказав остальным девушкам, что Галя погибла «в перестрелке». Это было правильное решение!

Трагичная судьба всех, без исключения, героинь показана в повести Васильева и кино Ростоцкого максимально психологично и одновременно приближенно к жизни. В сюжете нет модного нынче хайпа.

Каждая девушка не оставляет равнодушными читателей и телезрителей. История побуждает понять красоту настоящего патриотизма, величие подвига каждого воевавшего и колоссальную цену, которую нашей стране пришлось заплатить за мирную жизнь… И это не просто слова.

Оцените статью
«А зори здесь тихие…»: за кого из девушек обиднее
— Значит так! Слушай сюда, тёща,- заявил сожитель дочери