Тут в одном разборе Калугину почему-то назвали Золушкой, которая сама себя (не без советов феи-Верочки) превратила в принцессу. Это Калугина-то Золушка? Она – хозяин…хозяйка… Скорее, Снежная Королева. В этой офисной сказке Золушек нет ещё и потому, что Людмила Прокофьевна получила вовсе не принца.
Не приз. Не лучшего. Да, Новосельцев, несомненно, свой — он читает стихи Бориса Пастернака, да и вообще интеллигент. Но не первый, даже среди равных.
Я как-то уже писала, что в позднем СССР была напряжёнка с яркими положительными героями, а в некоторых фильмах их (положительных) не наблюдалось вовсе.
Людей показывали не идеальными, не «какими надо быть», а как есть – с их рефлексиями на пустом месте, разводами и прочими несовершенствами. «Служебный роман» (1978) – из той же серии. Правда, я не могу не отметить саму Калугину – она, как раз, положительная.
Но остановимся именно на Анатолии Ефремовиче. Перво-наперво, он – плохой работник. Дело не в том, что он, бедняга, засиделся в одном и том же кресле. Он просто ленив, как ленивы почти все окружающие его работники, особенно работницы, которые бегают по магазинам, когда им вздумается. Причина?
Обед в учреждении совпадает с обедом в гастрономе. По сути, работает одна Калугина (ну, и карьеристы Бубликов да новоприбывший Самохвалов). Тащит воз.
Вспомните закадровый текст, который произносит герой Андрея Мягкова: «Как всем известно, труд облагораживает человека. И поэтому люди с удовольствием ходят на работу. Лично я хожу на службу только потому, что она меня облагораживает».
Вроде бы всё нормально, однако, каким тоном это всё сказано. И далее иронический пассаж: «Если бы не было статистики — мы бы даже не подозревали о том, как хорошо мы работаем».
В раннесоветском кино герой, которого выбирала главная героиня, всегда (чаще всего) был образцом трудолюбия или хотя бы красавцем, как Матвей Морозов, а здесь мы наблюдаем, как персонаж что-то мудрит с отчётом, и переделывает его лишь после выволочки (или после того, как влюбился в Калугину?) В общем, Анатолий Ефремович свой труд не любит, хотя и произносит плакатную фразу об облагораживании.
Во-вторых, Новосельцев не такой уж хороший отец – дети растут шалопаями, на которых жалуются педагоги. Он слишком добрый, чересчур многое им прощает – всё же растут без матери. А мальчик-и-мальчик наглеют (тому пример – вопиющий случай с кошкой). Новосельцев попросту не может с ними справиться. И вот такой недотёпа влюбляет в себя начальницу, запросто беседующую с министром.
Нам как бы транслируют: мир проще, чем на плакатах, а понравиться может не самый лучший. Нет, не так. Почти идеальной женщине достаётся неидеальный мужчина, который скучает на работе и не умеет приструнить своих деток.
А ведь теперь всё это свалится на Калугину – она станет доброй мачехой, да и ещё родит, как нам говорят. А Новосельцев? Он останется собой – с грибами и Пастернаком. Да, в пьесе «Сослуживцы» он совсем заурядный – нам для фильма его ещё и облагородили.