Квартира Катерины Тихомировой тогда и сейчас

Пользователи Сети нередко просят рассказать о квартирах, которые показывают в известных фильмах. На моём канале вы можете найти статьи, посвященные кабинету Калугиной, её квартире, квартире Юрия Самохвалова, квартире Нади Шевелёвой, комнате Гоги, он же Гоши. И сегодня мы поговорим о квартире главной героини фильма «Москва слезам не верит» Катерины Тихомировой.

Катя Тихомирова приехала в Москву в далёком 1958 году. В институт не поступила, пришлось устроиться на завод наладчицей. И не повезло ей встретиться с Рудольфом, забеременеть от него и стать матерью-одиночкой.

Хотя как знать — вполне возможно, что если бы семейная жизнь Катерины складывалась бы удачно, как положено — институт, свадьба и только потом беременность и ребенок, то так и закисла бы она в каком-нибудь отделе лёгонькой промышленности. А тут вон, аж директором стала.

К счастью для Катерины, её карьера была более удачной, чем личная жизнь. Она получила квартиру, видимо, сначала однушку, а позднее, по мере служебного роста, уже двухкомнатную, причем не в обычной панельке, а в престижном доме на Мосфильмовской улице.

Это дом 11 корпус 2. Он стоит по этому адресу до сих пор, фанаты фильма частенько приезжают сюда, чтобы прикоснуться, так сказать, к истории и сфотографироваться на фоне дома. Вот об этой квартире мы и поговорим.

Эта квартира не то чтобы элитная в то время, но и не рядовая. Нечто среднее. Мы практически такую же получили в 1987-м в обычном панельном доме, и она считалась квартирой улучшенной планировки. Только у нас была угловая и в большой комнате на длинной стене было еще одно окно+балконная дверь. Вот её планировка:

Планировка, в общем-то, традиционная для советских квартир: длинный коридор-пенал буквой Г, справа кухня, а на подходе к ней — как водится, санузлы. Вообще это, конечно, прекрасная советская традиция — размещать санузлы в непосредственной близи от кухни.

Ну ванная комната ещё куда не шло, а вот туалет… Многие же на кухне не только готовили, но и питались. Сидишь, борщ хлебаешь, а из-за стенки различные специфические звуки раздаются и ароматы совсем не кухонные. Ну ничего не попишешь.

Общая площадь этой квартиры 41-42 квадратных метра. Маленькая комната 12 метров, большая 17, кухня примерно 8. Для 80-х годов роскошь, ведь многие тогда получали микроскопические квартирки с кухней 4 метра. Это при Горбачеве эта планировка стала доступна простым гражданам.

Что же интересного есть в квартире Катерины? Начнём с кухни. В ней стоит самый обычный кухонный гарнитур отечественного производства. Ничего фантастического. Но, возможно, Катерина получила квартиру недавно и ещё не успела приобрести что-то более престижное.

Шторки бледно-апельсинового цвета страшненькие. Лично мне напоминают фартуки советских продавщиц. Какой-нибудь нейлон. Подобраны, кстати, в цвет обоев. Зато, если присмотреться, то на стене справа от входа, там, где рабочая зона, можно заметить цветной кафель:

Это дорогущий чешский кафель. У моей соседки был точно такой же. Доставала она его в 1987 году по очень большому блату и за очень большие деньги. Зато потом было чем похвастаться перед соседями. Над плитой мы видим крутую по тем (да и по этим) временам вытяжку с подсветкой. А вот чайник на плите самый обычный эмалированный, какой имелся в каждой советской семье.

Дань современной моде — маленький телевизор «Юность» на столешнице. Это старая модель, у которой каналы переключались круглой «вертушкой», а не кнопками. Был символом состоятельности и продвинутости, этакий кусочек Западной жизни. Позволить себе второй телевизор могли далеко не все. И старинное кресло в углу. Кажется, Катерине передалась от дядюшки любовь к антиквариату.

Неизменно, в основном благодаря супнице, обращает на себя снимание столовый сервиз. Это супница, тарелки, чашки с блюдцами и большой чайник. Очевидно, что покупка недешёвая. Это вам не Дулёво какое-то и даже не ЛФЗ. Боюсь ошибиться, но по-моему, что гдровское. А может даже и ещё круче. Я нашла в сети чайник точно такой же формы и с очень похожим рисунком.

Было написано, что он японского производства. Сервиз в любом случае не дешёвый, но он не стоит за стеклом в качестве показателя уровня достатка хозяйки. Им пользуются. В 70-е и 80-е годы была такая фишечка: вся посуда на столе должна быть одномастной.

Из одного набора. Это сейчас мы хватаем первую попавшуюся кружку. А в СССР очень ценились цельные сервизы, чайные пары. Это был советский идеал сервировки. Это считалось правильно и круто.

В прихожей тоже ничего особенного. Разве что обои «под плетеночку» — такие были редкостью. В СССР обои в основном имели геометрический рисунок. Видны двери в туалет и ванную, тоже самые примитивные, без изысков.

Напротив входной двери зеркало с ящичком, рядом светильник с красно-оранжевым абажуром, красный телефон на ящичке, а на входной двери в большую комнату по старинке висят портьеры, тоже красно-оранжевого цвета.

Хозяйка квартиры питает слабость к ярким теплым «апельсиновым» тонам, в её квартире много оранжевых и красных предметов. Вот и в авоське у неё апельсины. Возможно, это подсознательная попытка ослабить стресс, в котором она находится.

На стене висит огромный календарь — такие были модны в то время, а у противоположной стены стоит кушеточка, которая явно комплект к креслу из кухни. При другом ракурсе за кушеткой видна циновка — чтобы спинкой не портить обои, а на стене репродукция картины Врубеля «Демон сидящий»:

Комната дочери. Саша живёт в отдельной комнате, где есть всё, что необходимо юной девушке, живущей в самом конце 70-х годов. Само по себе то, что у неё отдельная комната — большая удача. Единицам так везло. Обои у неё светлые «под мрамор», и это верное решение — светлые обои зрительно увеличивают комнату.

Справа от двери кровать, в изголовье которой стоит стеллаж с самыми необходимыми предметами: большим катушечным магнитофоном и книгами — чтобы было можно дотянуться, не вставая с кровати. Две лампы — одна на кронштейне над кроватью, вторая настольная, обе — та-дам! — в красных тонах. И даже свой собственный телефон для личной болтовни — тоже красный. У окна письменный стол.

У противоположной стены полированная светлая стенка, в которой юное дарование хранит одежду и личные вещи. На полу старенький паркет — он замтено истерт. И обратите внимание на директорское кресло, в котором покоится тушка Александры. Солидное кресло. Уж не маменька ли списанное с работы приволокла? Но в целом обстановка в комнате довольно простая, без выпендрёжа, хотя вещи качественные.

Гостиная, она же комната Катерины.

Опять же бросается в глаза большое количество предметов в красно-оранжевых тонах: торшер, занавески, подушка на кресле, что-то оранжевое на столе справа. У стены слева дефицитная югославская стенка, в которой видна недешевая и наикрутейшая радиола «Эстония-стерео», совмещавшая в себе радиоприемник и проигрыватель для виниловых пластинок.

Стоила такая «игрушка» около 600 рублей. Такая же стояла в квартире Людмилы Прокофьевны Калугиной. Гарнитур мягкой мебели — раскладной двуспальный диван и два кресла. Их расцветка и рисунок удивительным образом перекликаются с обоями из Гошиной комнатухи.

На столе у дивана стоит портативный транзисторный приемник «Сокол», в просторечии транзистор. Он выпускался в кожаном чехле черного и коричневого цветов. У нас был точно такой же. Работал от батареек и от сети.

А вот телевизор у Катерины новый, дорогой. Это полупроводниковый-полуламповый цветной «Горизонт-723». Его фишечка — акустическая система под самим телевизором:

И ближе к зрителю — круглый раскладной стол. Такие были в каждой семье на случай гостей.

И последний и очень интересный момент. Катерина так любит творчество Михаила Врубеля, особенно его картину «Демон сидящий», что у неё в квартире их аж 2 штуки: одна в прихожей на циновке:

А вторая в большой комнате рядом с книжным шкафом:

Вот это я понимаю — любовь к искусству! )))

Квартира Катерины Тихомировой представляет собой некое переходное состояние от статуса рядового советского гражданина к статусу элиты. В её квартире много обычных вещей, но имеются и статусные, дорогие и дефицитные. Это пока она директорствует только пару месяцев и ещё не использовала все открывшиеся возможности своего положения.

Как уже было сказано выше, этот дом стоит на Мосфильмовской и сейчас. В 2019 году квартира, в которой проходили съемки, была выставлена на продажу.

Новый владелец сделал в ней ремонт в соответствии с требованиями современной моды: использовал современные материалы и современную мебель. Но самое главное — автор проекта снёс большую часть перегородок, объединив обе комнаты с кухней и превратив двушку в современную уютную студию. Вот так выглядит эта квартира сейчас:

планировка:

вид на кухню

вид от кухни

зона кухни

Оцените статью