«Постойте… так это же она! Ну, та самая из „Двенадцати стульев“!» — в голосе сотрудника милиции, который только что прочел заявление о пропаже человека и взглянул на приложенное фото, звучало неподдельное изумление.
В этой короткой сцене, разыгравшейся в обычном отделении, заключалась вся печальная ирония судьбы многих актеров эпизода. Их лица знает и любит вся страна, их реплики уходят в народ, но имена, увы, так и остаются за кадром, не задерживаясь в памяти зрителей.
Именно Вера Ивлева блестяще воплотила на экране образ той самой Фимочки Собак, колоритной подружки Эллочки в знаменитой комедии Марка Захарова.
Ее появление было коротким, но настолько ярким и точным, что забыть эту дамочку было просто невозможно. Эта крохотная роль сделала ее лицо узнаваемым на весь Советский Союз.
В театральных кругах за ней закрепилось странное, но очень точное прозвище — «счастливая неудачница».
С одной стороны, ей можно было позавидовать: ее звали в свои картины легендарные режиссеры, она десятилетиями служила в прославленном «Ленкоме».
С другой — ей сочувствовали, ведь за всю свою долгую карьеру она так и не дождалась той самой, главной роли, которая позволила бы ее огромному таланту развернуться в полную силу.
Упрямство, пробившее стену
Ее история началась 18 сентября 1943 года в подмосковной деревне, в большой и простой семье, далекой от мира искусства. Детство Веры было наполнено обычной крестьянской работой, к которой ее приучили с малых лет.
Она хорошо училась, и родители видели ее будущее в какой-нибудь «серьезной» профессии, вроде бухгалтера или агронома. Поэтому увлечение Веры и ее брата Саши школьной самодеятельностью они воспринимали как пустое и легкомысленное баловство.
Но мечта оказалась сильнее родительских наставлений. Сразу после школы Вера вместе с братом отправилась покорять Москву, их целью было Щепкинское училище. Первая попытка обернулась провалом.
Этот удар сломил Александра — он опустил руки, вернулся домой, и его жизнь к сожалению оборвалась в 30 лет. А Вера проявила железный характер. Она осталась в столице, пошла работать телефонисткой, и год за годом пыталась покорить приемную комиссию.
Ее упорство было вознаграждено: с третьего раза она поступила. Правда, педагоги сразу вынесли вердикт: с ее простецкой, «деревенской» внешностью на роли тургеневских барышень можно не рассчитывать. Но Веру это ничуть не расстроило, она была уверена: для настоящего таланта амплуа не помеха.
Четверть века в ожидании чуда
Ее дебют в кино состоялся в 1965 году, причем она появилась сразу в трех картинах: «Дети Дон Кихота», «Приезжайте на Байкал» и «Лебедев против Лебедева».
Но это были лишь крохотные, почти незаметные роли. По-настоящему ее разглядели годом позже, когда на экраны вышла грандиозная «Сказка о царе Салтане» Александра Птушко, где Ивлева сыграла одну из сестер-злодеек, Ткачиху.
После этого предложения от режиссеров стали поступать регулярно, но, увы, звали ее все на те же эпизоды. Вера не унывала и с надеждой ждала своего звездного часа, искренне веря, что ее главные роли еще не сыграны.
После училища ее театральная карьера развивалась по восходящей: сначала областной драмтеатр, затем Театр миниатюр, и наконец, с 1973 года, — легендарный «Ленком». Она буквально боготворила его руководителя, Марка Захарова, считая его гением.
В театре ее любили, она была постоянно занята в репертуаре, но все время где-то на втором плане. Другие театры переманивали ее, суля ведущие роли, но Захаров удерживал, раз за разом обещая, что вот-вот даст ей ту самую, звездную роль.
Эта морковка на палочке висела перед ней четверть века, но обещания так и остались словами. Позже актриса с горечью признавалась, как сильно жалеет о своей многолетней и слепой вере мастеру.
Ее комедийный талант высоко ценил Леонид Гайдай. Он снимал ее в нескольких своих фильмах, начиная с комедии «За спичками», где она была великолепна в роли Анны-Кайсы. Но это снова были лишь яркие вспышки в эпизодах, да и сами картины были уже не тем золотым фондом, что его ранние шедевры.
А однажды случилась история, о которой можно было бы снять отдельный грустный фильм. В 70-х к ней домой без предупреждения нагрянули ассистентки Эльдара Рязанова с предложением роли. Вера, застигнутая врасплох посреди домашних хлопот в неприбранной квартире, от смущения пробормотала, что не может сейчас говорить.
Они ушли и больше не позвонили. Дело было не в гордыне, а в банальном человеческом стеснении. А позже выяснилось, что ролью, от которой она так нелепо отказалась, была одна из героинь в «Иронии судьбы».
Цена преданности сцене
Карьера требовала жертв, и первой из них стал ее брак. Первый муж, офицер Дмитрий Ивлев, от которого в 1971 году она родила дочь Ольгу, не желал видеть жену-актрису.
Он поставил вопрос ребром: либо семья, либо сцена. Вера выбрала сцену, и после семи лет совместной жизни они расстались.
Ее личная жизнь вообще была непростой.
Самым светлым периодом она считала годы, прожитые с художником-гримером Наумом Маркзицером. Но и это счастье оборвалось.
По официальной версии, Наум решил эмигрировать в Америку, звал ее с дочерью, но она, патриотка своей страны и театра, отказалась.
Однако их дочь Ольга позже рассказывала другую историю: дело не в Америке, была одна крупная ссора, после чего Вера проявила свой несгибаемый характер и ушла сама.
Как бы то ни было, об этом разрыве она жалела до конца своих дней.
Последние годы
Лихие 90-е ударили по всем, и по ней в том числе. В родном «Ленкоме» у нее осталась всего одна небольшая роль. А в 1995 году, когда пришли в негодность декорации к тому единственному спектаклю, ее просто вывели за штат.
Марк Захаров, занятый спасением театра в целом, больше не кормил ее обещаниями. И тогда, кажется, Вера впервые по-настоящему пожалела о своей преданности.
Горечь от несыгранных ролей была так сильна, что она умоляла свою дочь Ольгу никогда даже не думать об актерской профессии. Та послушалась и, чтобы не расстраивать мать, поступила на физмат педагогического института.
В 1996 году на актрису обрушилась новая беда: она попала под машину. Это был уже второй подобный случай за два года, но если в первый раз все обошлось, то теперь последствия были куда серьезнее. Веру увезли с тяжелой черепно-мозговой травмой.
Этот инцидент сильно подкосил ее, ударив не только по физическому, но и по душевному здоровью. Театру, который был на грани выживания, нужны были сильные и здоровые артисты. Многие коллеги, поддерживая линию руководства, попросту от нее отстранились, сделав вид, что ничего не происходит.
Развязка этой печальной истории наступила в рождественские дни 1999 года. Седьмого января Вера Александровна сходила в церковь, была на службе, исповедалась.
А на следующий день, 8 января, поехала в гости к старшей сестре. Больше ее живой никто не видел. Обзвон друзей, больниц, моргов — все было тщетно, она как в воду канула.
Известно лишь, что она покинула дом сестры в Химках около одиннадцати вечера. Путь до ее собственного дома был недолгим, но на этом коротком отрезке произошло что-то непоправимое.
Пугающая находка была сделана лишь весной. Когда сошел снег, случайный прохожий наткнулся в лесополосе на останки женщины, сильно поврежденные животными. Экспертиза установила, что причиной ухода из жизни стали травмы, характерные для наезда автомобиля.
Скорее всего, ее сбил водитель, который, испугавшись ответственности, просто вывез ее бездыханное тело с дороги и чтобы скрыть следы бросил в сугроб на растерзание собакам. К сожалению, этого человека так и не нашли.
Вера Ивлева нашла последнее упокоение рядом с братом-близнецом Александром, чья судьба тоже сложилась печально. Попрощаться с ней пришло совсем немного людей, среди них — ее верная подруга и коллега Людмила Лисова.
Долгое время могила стояла заброшенной, пока в 2012 году стараниями неравнодушных людей — друзей, общественников, поклонников — на ней не установили достойный памятник.
Дочь актрисы, которая не ухаживала за местом упокоения матери, поначалу была против, но в итоге дала согласие с одним странным условием: на памятнике не должно быть ее фотографии.
Земной путь актрисы оборвался в 55 лет. Официальной датой ее ухода из жизни так и осталось 8 января, день, когда она просто растворилась в холодной зимней ночи.
Светлая память этой яркой и такой несчастливой актрисе.