«Зимняя вишня» — ни одной нормальной семьи

Мелодраму Игоря Масленникова и Владимира Валуцкого «Зимняя вишня» (1985) ещё долго будут обсуждать – бытовой, средний, (будем честны) фильм «выстрелил» в середине 1980-х и вызывает интерес по сию пору. Оказался шедевром.

Особенно всех поразил финал – главная героиня отказалась от заграничного счастья в пользу своей рутины с рыхлым Вадиком. Но, видимо, это и есть любовь. Нет! Это привычка страдать, ждать и надеяться.

Но сегодня мы поговорим на другу тему: в этом фильме вообще отсутствуют нормальные семьи. Оля – разведёнка с ребёнком, которого она бесконечно подкидывает то бывшей свекрови, то на пятидневку. (Да, свекровь советует завести любовника, а на реплику, что, мол, есть, отвечает: «Заведи хорошего»). У мадам Оли бесконечный и ни к чему не приводящий роман с женатым мужчиной.

Вадим, что бы он ни говорил, разводиться не собирается, хотя, его семья – это фикция. Жена всё давным-давно знает, но тоже не предпринимает никаких действий. Живут бок о бок, но любит-то Вадим совсем другую. И – стыдливо гуляет. Такие недо-семьи якобы держатся из-за детей, общей собственности, статуса (ах, неприлично быть брошенной), но по факту и здесь – привычка. Не хочется ломать старые стены.

Далее – подруги Оли. Вечно избитая, но сильно любящая подруга хоккеиста Валюшка. В ЗАГС они не ходили, живут просто так. Семья-не семья. Сожительство. Он – ревнует, она – обожает. Его. Не других. Но хоккеисту Саше невдомёк.

Он регулярно угощает тумаками свою дражайшую «половинку». Валя сначала прячется у подружек, а потом выбегает жалеть Сашу. Нездоровый союз, где буйные сцены перемежаются с не менее бурными примирениями.

Брутальная Лариса – та и вовсе ненавидит мужчин, хотя, разумеется, хочет замуж. Это её слова о любви, как о зимней вишне, которую надо растопить. Тоже разведённая-с-ребёнком, как и Оля. Мучается, но делает вид, что всё прекрасно. На работе – мужиков много, но никого не подпускает. А, может, её просто не берут, не замечают, игнорируют – кому нужна агрессивная, громкая тётка, борющаяся со всем миром?

Далее мужчины. Умненький, но…глупый (!) Вениамин никогда не был женат, пишет диссертацию, живёт, как положено, при маме. Готов прийти да поселиться, но кому он такой надобен? Много амбиции – мало амуниции. О, красивая женщина Оля позвала.

Приходит к ней, дабы «создать ячейку общества». На всё готовое. Удивляется, что сослали на раскладушечку, а не положили рядом. Уходит. В ближайшие сто лет женится вряд ли. Потом – тоже.

Лощёный Герберт вызывает ещё больше вопросов. По сценарию он разведённый, в фильме – никогда и не был семейным. Ищет женщину для того, чтобы выпустили работать за рубеж – тогда это было почти обязательным правилом (с чего это «почти» — моя мама, разведённая, но ездила работать даже в капстраны).

Видимо, к мужчинам было куда как больше требований. Не кажется ли странным, что такой вот Герберт никак не может найти невесту и буквально хватается за Олю?

В общем, кого ни возьми в этой киноистории, все либо разведены, либо живут в токсичном (как теперь это называют) союзе, да ещё и без росписи в ЗАГСе, либо мамины «пирожочки» в солидном возрасте, либо ещё какая-нибудь проблема. Идеала – нет. В позднем СССР, как я уже писала, нам являли не эталонных строителей коммунизма, а людей, как они есть, да ещё и сгущали краски. Дабы проняло зрителя!

Оцените статью