В комментариях к этому фильму прозвучала тема «Сентиментального путешествия на картошку» (1986) режиссёра Дмитрия Долинина.
Надо сказать, что название ленты не отражает сути – никакой сентиментальности, да и на путешествие сие не тянет. Остаётся лишь картошка. Фабула и декорации довольно мрачные. Хотя, никакой трагедии тоже нет – всё жизненно. Весомо-грубо-зримо. Потому и название – обманно.
…В советские времена студенты дневных факультетов ездили в колхозы и совхозы – помогать крестьянам убирать урожай. Это называлось «поехать на картошку», хотя это могли быть и другие корнеплоды, и даже яблоки. Всё равно то именовалось «картошкой».
Об этих поездках воспоминания разные. Кто-то описывает «картошку», как унылую повинность в дождливом аду, а кто-то, как романтическое приключение и деревенские дискотеки по вечерам.
В моей жизни, по счастью, не было этого моциона – я рано пошла работать и училась на вечернем. Поэтому лично-мемуарных выкладок не будет. Только – о фильме. Итак, ленинградские студенты собираются в колхоз. У главного героя Пети Карташова (Филипп Янковский) есть девушка и она не хочет отпускать своего парня, понимая, что на «картошках» всегда случаются романы. Тем более, что мальчик – весьма симпатичный.
И правда. Уже в первый день полевых работ Петя видит эффектную девочку в красной кепке – Аню Баскину (Анжелика Неволина). Она выделяется на общем фоне и даже не столько красотой, сколько чем-то неуловимым, что так нравится мужчинам всех возрастов.
Разумеется, Карташов пытается ухаживать, а когда Аня капризно говорит, что хочет тёмного шоколада, а в местном буфете одни батончики, Пётр едет в соседнюю деревню за тем шоколадом.
Причём, опаздывает на автобус и возвращается по шоссе пешком, точнее – бегом. В темноте осеннего вечера. Лишь бы Анечка была рада. Но не тут-то было! Ибо! Прибывает опоздавший на картошку Лёша Воронец (Пётр Семак), лoвелас и трепач.
Внешне… о, намного хуже Пети. Как человек – тем паче. Он в первый же вечер всем рассказывает о своих любовных похождениях на юге. Всем противно, однако, все слушают, развесив уши.
И вот его-то в конечном итоге выбирает Аня Баскина! Многие дамы почему-то ценят плохих парней, а тех, кто на край света — за шоколадкой тихо презирают. И что?
Воронец, посмеиваясь, говорит, что был с Аней в амбаре и не просто так. Дескать, между нами – не просто пожимание рук и поцелуйчики. Петя кричит, что это враньё, правда потом видит сладко целующуюся парочку. Что можно сделать? Только проорать: «Ненавижу!»
В конечном итоге Воронец начинает избегать свою пассию, а та уж влюбилась по уши. Она рыдает на плече Карташова: «Я сама во всём виновата!» В принципе, она права – сначала девочки летят, как мотыльки на огонёк, потом сгорают. А что мужчины? Такие, как Воронец, всегда сбегают от ответственности. Аня для него не первая, и не последняя. Так, скоротать время на картошке.
Финал – обыденный. Студенты возвращаются в город, а Петя отрешённо глядит в окно. Не знаю, вернётся ли он к своей девушке или будет ещё пару-тройку месяцев переживать свой не случившийся роман.
Разумеется, в фильме много и других эпизодов – и драка с деревенскими хулиганами, и общение с товарищами, и съём комнаты у местной бабы-Зои, и её смерть. Снято всё в серо-коричневой гамме, отчего нарастает ощущение какой-то безнадёги.
Да, сценаристом «Сентиментального путешествия…» был Андрей Смирнов, и эта киноработа напоминает по духу его ленту «Осень» (1974). Та же тоскливая пора, дождливые сумерки, деревня.
Такое чувство, что Смирнов не только выдал сюжет, но и руководил съёмками, так как Долинин на тот момент был начинающим автором. В целом «Сентиментальное путешествие…» вызывает гнетущее впечатление, и пересматривать его не хочется.