Почему на самом деле Жеглов так поступил с Груздевым

Каким вы запомнили образ Жеглова Глеба Егоровича из легендарного советского сериала «Место встречи изменить нельзя»? Наверняка он в вашем представлении является сугубо положительным персонажем. Да, несколько раз он показывал себя далеко не с лучшей стороны, при этом он никогда не перегибал палку, не заходил слишком далеко в своём стремлении восстановить справедливость…или не всегда?

Я уверен, что многие из вас незнакомы с литературным первоисточником сериала от Станислава Говорухина: книга братьев Вайнеров под названием «Эра милосердия». Поверьте, в оригинальной повести Глеб был гораздо менее обаятельным персонажем, а скорее бесчувственным и циничным «роботом», ведь никак иначе книжного Жеглова я назвать не могу.

У этого человека абсолютно не было никаких моральных убеждений, его никогда не терзала совесть, а на всех окружающих, включая самого Шарапова, ему, в целом, было безразлично. На самом деле, у того Жеглова было очень мало «человечного», за счёт чего и создавался своеобразный контраст с Володей в оригинальном произведении Вайнеров.

В сериале Глеба Егоровича решили изменить кардинально, во многом из-за Высоцкого. Сложно было представить всеми любимого народного артиста в образе такого человека, не гнушавшегося идти на любые меры ради своих целей. Закон? Власть? Справедливость?

Нет, тому Жеглову нравилось «хватать» преступников одного за другим. Неудивительно, что сам Владимир Семёнович настоял на кардинальной переработке своего образа и привнёс немало положительных характеристик в экранного капитана милиции.

Однако в сериале звучит одна весьма интересное высказывание от доктора Ивана Груздева, обращённое к Володе Шарапову:

«Плохой Жеглов человек. Для него люди как мусор. Он через кого угодно перешагнёт, если придётся, и через тебя тоже», – эти слова от главного подозреваемого по делу о Ларисе Груздевой звучат весьма неубедительно в контексте сериала.

Жеглов явно «не ангел», но ведь не настолько он плохой человек, верно? Опять-таки, разве что в сериале, а в книге ему как таковая справедливость и не нужна была.

В этом плане есть некие расхождения между экранизацией и книгой: у Жеглова, в исполнении Высоцкого, будто нет особых причин недолюбливать Груздева. Но если взять книжную версию, то там Жеглов чуть ли не прямым текстом называет бандита «не человеком», с ухмылкой вспоминая, как он отправил его на тот свет.

Речь, само собой, про Левченко, который однажды спас Володе Шарапову жизнь, но книжному Жеглову чувство сострадания чуждо – он рад своей безнаказанности и власти. Уже в таком контексте и слова Груздева звучат гораздо более убедительно, и при этом проясняется мотив отношения к нему Жеглова.

Если так посудить, то Глебу Егоровичу не было особого дела до того, посадит он за решётку невинного человека или преступника. Для него это было не более чем своеобразным оправданием перед законом, мол, я ведь «разбираюсь» с бандитами, которые точно заслужили такой участи.

При всём этом, персоналия доктора Груздева ему не нравилась, так как он является представителем совершенно иного общества: интеллигентный и гуманный врач, спасающий жизни людей, в то время как Жеглов поступает ровным счётом наоборот.

С другой стороны, если отбросить весь этот мрачный флёр книжного образа, то и у «сериальной» версии тоже есть немалое количество веских причин невзлюбить Груздева. Дело в том, что доктор представляет собой образ некого интеллигентного индивидуалиста, в то время как Глеб Егорович был ярко выраженным приверженцем идей полного коллективизма.

Особенно хорошо это показывает эпизод, в которой он отдаёт свои продуктовые карточки, а ещё и карточки Шарапова, своей соседке Шурке Барановой.

Спору нет, отдать карточки матери нескольких детей – это дело благое, вот только Жеглов совершенно не задумывался о том, а как эту инициативу воспримет Шарапов? Володьке теперь не есть что ли? Шарапов-то вряд ли согласен с таким ходом мыслей, а вот для Жеглова это в порядке вещей.

В общем, всего у нас есть две интерпретации. Если говорить о книге, то для Жеглова действительно все люди – пешки, и Груздев в этом плане совсем не исключение, отчего и соответствующее отношение. При этом, если посмотреть с другой стороны, со стороны сериала, то возникает чёткий конфликт между простодушным коллективистом Глебом Егоровичем и выраженным индивидуалистом Иваном Сергеевичем.

Оцените статью
Почему на самом деле Жеглов так поступил с Груздевым
«Влюблён по собственному желанию» — чему научилась Вера?