Его знала вся страна, его обожали женщины, но он всё равно был несчастлив. Юрий Богатырёв не умел обижаться, не умел говорит «нет», и эта безотказность в сочетании с невыносимо тяжёлой ношей тянула его на дно. Друзья и коллеги всегда наслаждались обществом актёра, а он так и остался «чужим среди своих»…
С детства не нравился мальчикам
Он рос тихим, ранимым мальчиком, не похожим на других. Вместо драк и футбола – кукольный театр, платья для кукол и дружба с девочками. Сверстники дразнили его «девчоночником», но Юра не обижался – злоба не была ему присуща.
В шесть лет мальчик пошёл в художественную школу. К тому времени семья перебралась в столицу, куда перевели отца Юры. Георгий Андрианович гордился сыном, но, как военный, хотел сделать из него «настоящего мужчину».
В 10 лет хрупкого, домашнего Юру отправили в Нахимовское училище. Там, среди бойких курсантов, он стал изгоем. Его травили, унижали, воровали вещи. Родители об этом узнали только когда сын появился на улице без верхней одежды.
Подростка забрали из училища и перевели в обычную школу. В жизнь мальчика снова вернулась любимая живопись, а после выпуска он поступил в художественно-промышленное училище на коврово-ткацкое отделение, даже не догадываясь, как резко судьба изменит курс.
Разглядел в студенте талант
Летом 1965 года, подрабатывая на археологических раскопках, Юрий познакомился с актёрами кукольного театра «Глобус». Он присоединился к их студии, участвовал в постановках, одну из которых даже показали по телевидению.
Руководитель театра Владимир Штейн сразу разглядел в нём не кукольника, а будущего актёра. Он учил Юрия декламации, движению на сцене, помог подготовиться к поступлению в Щукинское училище. И там, наконец, Богатырёв нашёл своё призвание.
В «Щуке» его обожали. Он был не только красив внешне, но и талантлив. Кроме того, со студентом всегда было о чём поговорить. После выпуска в 1971 году его приняли в театр «Современник». Он боготворил художественного руководителя Галину Волчек и по утрам мыл её машину. Этот жест коллеги воспринимали за подхалимство, но Юрий всего лишь проявлял искреннюю благодарность.
В 1977 году Олег Ефремов позвал его во МХАТ. А Никита Михалков, знакомый ещё по «Щуке», открыл дорогу в кино. Всё началось с дипломной работы «Спокойный день в конце войны», затем, через 4 года, вышел фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих». Роль чекиста Егора Шилова сделала актёра знаменитостью.
«Счастливый талисман» Михалкова
Чтобы полностью соответствовать образу, Юрий сильно похудел на капустных котлетах, научился ездить верхом и драться, ведь он никогда не пускал в ход кулаки. Все трюки во время съёмок актёр выполнял самостоятельно – один из них чуть не стоил ему и Константину Райкину жизни.
Позже Михалков назовёт его своим «счастливым талисманом», Богатырёв же считал режиссёра «крёстным отцом». Всего за жизнь он снялся в шести его картинах.
Карьера шла в гору – за одним успехом следовал другой. Чего только стоит игра Юрия в шестисерийном приключенческом фильме «Два капитана». Он настолько хорошо справился с ролью отрицательного героя, что зрители решили, будто он и в жизни такой же. Однако за кулисами Богатырёв оставался человеком тонким и ранимым.
Не такой, как все
Юрий никогда не был обделён женским вниманием – широкоплечий, обаятельный, с мягким характером, он вызывал интерес у противоположного пола. Но все отношения с ними оставались платоническими, потому что самого актёра противоположный пол не привлекал.
Юрий тяготился своей инаковостью, находя утешение в алкоголе. Выпивать он начал ещё во МХАТе – коллеги часто приглашали опрокинуть по рюмочке, а артист не умел отказывать. Со временем это переросло в привычку и лишь усугублялось.
И всё же Богатырёв женился однажды по-тихому, никому ничего не сказав. Его избранницей стала актриса Надежда Серая, проживающая в соседней комнате общежития. Пара познакомилась, когда Надежда увидела Юрия плачущим в коридоре и не смогла пройти мимо. Завязался диалог, а затем и дружба.
«Считай, что я с тобой прощаюсь»
Актёр предложил расписаться, когда узнал, что Надежде грозит выселение. А ведь она жила с маленькой дочкой Варей, к которой Юрий уже прикипел. Но даже после свадьбы супруги жили отдельно и не вели общего хозяйства. Надежда любила его, но знала, что Богатырёв не испытывает тех же чувств по отношению к ней.
1 февраля 1989 года Юрий устроил вечеринку, чтобы «обмыть» гонорар за фильм «Очи чёрные». Незадолго до этого он позвонил близкой подруге Ие Саввиной, осыпал её комплиментами. На смущение актрисы Богатырёв ответил:
«Роднуся, считай, что я с тобой прощаюсь».
Эти слова стали пророческими. Ночью артисту стало плохо с сердцем. «Скорая» приехала быстро, но препарат, введённый фельдшером, в сочетании с алкоголем и антидепрессантами оказался смертельным. Сердце актёра остановилось. Ему на тот момент не исполнилось и 42 лет…
«Человек нежнейшей души»
В тот день, когда Юрия хоронили, в музее Ермоловой открылась первая персональная выставка его картин. Он до конца жизни не бросал живопись и ждал этого момента. Но не дождался… Надежда Серая отказалась от наследства в пользу матери актёра. Даже после смерти она непрестанно восхищалась Богатырёвым:
«Юра был удивительным человеком. У-ди-ви-тель-ным. Большой души. Никогда ни о ком не сказал плохого слова. Иногда только сокрушался, что Никита Михалков стал мало его снимать.
Конечно, он хотел славы. Хвастался, если узнавали, как ребёнок, расцветал от похвалы. Человек нежнейшей души, любил говорить людям что-то хорошее. Если восторгался, то до слёз, до умиления, воздев к небу руки».