Четыре постыдные истории МХАТа: от пошлых предложений Олега Ефремова, до самоубийств актеров

Среди людей до сих пор встречаются персонажи, которые верят в святость артистистической среды. Мол, если актер или актриса, то святой. Они забывают мысль А. П. Чехова:»Актеры — сукины дети». Для таких «забывчивых» новая порция про «террариум единомышленников».

1. Борис Ливанов: я никогда не мечтал играть в театре «Современник», тем более в его филиале 

Четырежды Сталинский лауреат Борис Ливанов считал фактически решенным вопрос с его назначением главным режиссёром родного МХАТа. За него стояли все старики. Особенно красноречив был Марк Прудкин, он и был застрельщиком вышеназванной кампании. И вдруг…

Ливанов узнает, что министр культуры СССР утвердила на вакантную должность выпускника школы-студии МХАТ, которого Ливанов когда-то случайно не принял в штат, — Олега Ефремова. А инициатор этой интриги всё тот же Марк Исаакович. Ливанов стукнул по столу кулаком и произнёс легендарную фразу:

— Марк, ты не меня предал! Ты МХАТ предал! Трагедия в том, что театр перестанет существовать!

Фактически он был прав. В 1986 году Ангелина Степанова на пороге катастрофы скажет в лицо Ефремову: «Не может быть двух Василиев Блаженного. МХАТ должен быть один».

Как итог — на сцене МХАТ им. Чехова свои шоу ставил бесноватый Константин Богомолов, а им. Горького прославился Бузовой и четырёхлетним ремонтом от «бананового короля». Но это сейчас. А тогда народный артист СССР Борис Ливанов не испугается и напишет аргументированное письмо Л. И. Брежневу. Он сравнит Ефремова с Мейерхольдом в том смысле, что оба — выпускники школы-студии МХАТ.

Но никому в голову не приходило по этой причине позвать Всеволода Э. Мейерхольда главрежом во МХАТ. В данном случае первый и второй — вещи одного порядка. Итальянский неореализм уместен в «Современнике», но никак не на классической сцене. (К счастью, Ливанов не застал К. Богомолова).

Глава государства откликнётся на письмо присуждением Государственной премии легендарному актёру и режиссёру. А что он ещё мог сделать? Решение уже было принято. Приказы обратной силы не имеют. Говорят, Ливанов после этого ни разу не переступит порог МХАТа и вскоре уйдёт из жизни.

Можно только предположить, насколько укоротил его жизненный путь тандем Прудкин-Ефремов. Сын, Василий Ливанов, на этот счёт сдержан. Хотя, судя по желвакам, играющим у него, когда задают вопрос об отце, применительно к московскому художественному, он эту пару не простил.

В истории остался другой афоризм Бориса Ливанова: «Я никогда не мечтал играть в театре ‘Современник’, а тем более в его филиале».

2. Анатолий Вербицкий — Лев Золотухин — Пётр Чернов — Георгий Епифанцев

Когда получивший в «Современнике» прозвище «фюлер» Олег Ефремов возглавил МХАТ, то, естественно, начал тасовать колоду актёров так, как считал нужным. Из наиболее интересных актрис он создал нечто вроде гарема, постоянно обновляемого. А с актёрами было сложнее.

Ролей лишались те, кто работал в труппе театра до прихода О. Е. Их позиции занимали выпускники «Современника». Анатолию Вербицкому — кинозвезде 50-60-х годов («Звезда», «Княжна Мери», «Двое в степи», «Блокада») сообщили запиской, что он переводится в так называемый «переменный состав».

Сам Олег Ефремов не счёл возможным поговорить с Заслуженным артистом РСФСР. Актёр пришёл домой и включил газ в плите на полную катушку. Ему бы только 51 год. Говорят, Ефремов не мог пережить, что после спектакля Вербицкого встречает толпа поклонниц.

Точно так же были выдавлены из МХАТа, ещё до его раскола в 1987 году, Пётр Чернов (к/ф «Тихий Дон», «Поднятая целина» и др.) и Лев Золотухин (к/ф «Застава Ильича», «Воскресенье», «Блокада» и др.). Первый — лауреат Сталинской премии и народный артист РСФСР, второй — заслуженный артист республики. Оба ушли из жизни в 1988 году. Родственники просили О. Н. Ефремова не посещать траурные мероприятия.

В 53 года трагически оборвётся жизнь актёра Георгия Епифанцева. Выдавленный из МХАТа им. Чехова в 1990 году, он торговал на рынке ширпотребом и картинами. В июле 1992 шагнул под электричку (сам или случайно — вопрос остался открытым). Правда, одно время СМИ пытались свалить вину за трагедию на коммунистический режим. Но, как известно, «журналистика — вторая древнейшая».

3. Олег Ефремов: сейчас мы с тобой пойдём…  

Алкогольные экспромты Олега Ефремова — легенды театральной Москвы. Их помнят до сих пор.

Часть из них вошла в историю благодаря мемуарам друга и соратника Олега Николаевича — Анатолия Смелянского (1942 г. р.).

На одном из премьерных показов сверхуспешного (и в денежном выражении) спектакля «Так, победим!» в гостевой комнате собралось руководство Культурой страны и столицы. Все ждали виновника торжества. Он и появился, но не один, а с актрисой из театра через бульвар. Оба уже были «подогретые».

Старшей по должности в той компании была Зоя Туманова — легендарный первый зам. заведующего отделом культуры ЦК КПСС. Она поприветствовала вошедших и произнесла какой-то тост. После этого Ефремов наклонился к уху своей подруги и внятно произнес: «Сейчас мы с тобой пойдём…»…. Да-да, вы правильно подумали, читатели.

Не думайте, что вы такие пошляки. Олег Николаевич имел в виду именно соитие. Присутствующие, как вежливые люди, сделали вид, что не расслышали сказанного. Чем сильно проиграли в глазах Смелянского — первой, по его мнению, должна была упасть в обморок Зоя Туманова, за ней все остальные.

Анатолию Мироновичу на тот момент было 40 лет. Мужчина в самом расцвете сил и с фигой против коммунистов в кармане. Правда, эти заявления он делал после 1991 года, когда без антисоветских выпадов в СМИ на пушечный выстрел не подпускали.

Да, а пара, конечно, сразу удалилалась. Как рассказывал другой друг Ефремова-старшего, ещё по ТЮЗу, — не было женщины, которая отказала бы Олегу.

4. Юрий Пузырев — первая жертва Татьяны Дорониной

Не стоит думать, что антипод Ефремова Татьяна Доронина — белая и пушистая. То есть, она, конечно, блондинка, и часто её прическа была пушистой. Но…

С 1958 года во МХАТе работал заслуженный артист РСФСР Юрий Пузырев. «Ну почему ко мне ты равнодушна, ну почему ты смотришь свысока?» Помните этот хит из к/ф «И снова Анискин»? Во время раздела театра актёр занял сторону Татьяны Дорониной. Более того, по слухам, он и озвучил перед коллективом ушедших, предложение избрать Доронину худруком сцены на Тверском бульваре.

А в марте 1991 года Юрий Пузырев был выставлен за дверь театра, которому прослужил 33 года. Причины конфликта остались тайной. Может за семью, а может за одной печатью. Но когда он пришёл проститься с коллегами, его впустили только на порог служебного входа: пропуск! Ты, мол, кто?!

Для актера это был тяжелейший удар. В мае 1991 года Юрия Пузырева не стало. В одном из ТВ-интервью вдова артиста сказала, что не забудет этого Татьяне Дорониной.

Оцените статью
Четыре постыдные истории МХАТа: от пошлых предложений Олега Ефремова, до самоубийств актеров
Неожиданный поворот с гибелью Ларисы Груздевой, который многим не приходит в голову