Молодёжная мелодрама «Школьный вальс» (1977) – она не только о юных героях, но и о взрослом поколении, а оно тут, мягко говоря, не блещет. Точнее, совсем не блещет. Хотя, с виду всё нормально и даже хорошо. Никаких драк, пьянок, буйной родни, диких выходок. Всем бы так. Ага.
Итак, старшеклассница Зося Кнушевицкая живёт в полной семье – Павел (Юрий Соломин) работает главврачом и как полупрезрительно изрекает дочь: «Он руководит, а не лечит». Мама Элла (Наталья Вилькина) тоже, явно, не уборщица. Она моложава, ухожена, красива.
Интеллигентный дом, крепкая старинная мебель в гостиной. Видимо, досталось от предков Павла, которые, скорее всего, тоже были врачами. Династия, преемственность, почти аристократизм. А Зося выглядит сытой и даже упитанной, физически развитой.
Она отлично учится, занимается общественной работой, пользуется авторитетом среди одноклассников (как раньше писали в характеристиках). Что тут может быть ужасным? На первый взгляд – ничего. Однако Зосе в этом благородном семействе …холодно.
Родители не излучают тепла. Они лишь проявляют элементарную заботу о хлебе насущном. Мыслят примерно таким образом: «Поела? Одета? Да ещё и модно одета? Всё отлично!» На этом воспитание и общение заканчивается. Отец иногда всё же проявляет слабое участие, мать же – никогда.
Родители и по отношению друг к другу существуют в параллельных реальностях. Любви там нет. Давно нет. У каждого – своя дорога. Примечательна сцена, где Павел смотрит телевизор, Элла разговаривает по телефону, а Зося попросту уходит. Ей там некому пожаловаться. Да и надо ли?
Именно поэтому девушка слишком рано повзрослела и буквально втащила Гошу в свою взрослую жизнь. Напомню, что не парень её домогался, а она сама оставила Гошу на ночь. Ей захотелось тепла и близости – хотя бы такой. Суррогат, имитация, но что поделать?
Она и Ваську родила, избежав навязанного матерью aбoрта, именно поэтому – она родила себе родственника, который любит её априори. Да, она не вернулась домой, ибо там всё – руины бытия при внешнем благополучии. Жить в рабочей общаге, имея шикарную квартиру в центре – это шаг отчаяния и неприятия.
Что ж Павел с Эллой? А они тоже покинули дом. Отец наконец-то высказал жене, что знает о том, кто постоянно звонит и это не подружка Сонечка, а некий Владик. То есть у маман был на стороне роман и ей хватало наглости болтать с тем Владиком посреди дня, рядом с мужем и дочерью, которая тоже, увы, услышала в трубке мужской голос.
Тут всё враньё! А Павел просто сказал: «Я ухожу». Квартира – пустая, а Зося – в свободном полёте. Да, когда родился Васька, родители вместе пришли постоять под окнами, но даже внук их не примирил. Всё сожжено. А что Зося? У неё давно свой путь и любимый сын.