Фильм «Вий» 1967 года вполне можно назвать советским фильмом ужасов. Как по мне, так он ничуть не уступает голливудским ужастикам и даже во многом их превосходит. Я первый раз посмотрела его лет в семь, и я отлично помню, что ждала я какой-то волшебной сказочки, пусть немного страшноватой.
Но, что называется, результаты превзошли все ожидания. Ведьмочка, чудовища, летающий гроб — в общем, это был хороший такой удар по детской психике. Пересмотреть этот фильм я решилась только лет в 20. Это было, конечно, уже не так страшно, но тоже не про розовых единорогов.
Думаю, напоминать, что фильм снят по повести Николая Васильевича Гоголя, никому не нужно. Премьера картины состоялась в ноябре 1967 года, и она сразу вошла в список лидеров проката. Только за 1968 год фильм посмотрели 33 миллиона зрителей.
Главные роли сыграли 29-летний Леонид Куравлёв (Хома Брут) и 21-летняя Наталья Варлей (панночка, ведьма). Кстати, Хома это народная интерпретация имени Фома, если кто-то не знал.
По сюжету, который в целом довольно точно повторяет сюжет повести, три бурсака (бурсаки это учащиеся духовного училища, которые проживают в бурсе — общежитии при этом училище) сбились ночью с пути и попросились на ночлег к пожилой селянке.
Старуха оказывается ведьмой, парни сбегают от неё, а Хоме удается сильно избить ведьму, так что под конец она превращается в молодую девушку. На следующий день ректор училища сообщает Хоме, что в селе умирает молодая панночка и её последнее желание — чтобы именно Хома прочитал над ней отходную молитву (молитва «на отход души от тела», которая читается в самый момент смерти).
Прибыв на место, Хома видит, что панночка и есть та самая ведьма, но деваться некуда. И он берется читать псалтирь по панночке, а раньше псалтирь читали, оставаясь в церкви с покойником на ночь. И дальше его ожидают три ночи ужаса, от которых он седеет.
Чтобы оградиться от нечисти, Хома рисует на полу меловой круг, но на третью ночь панночка просит привести Вия, единственного представителя нечистой силы, который не боится мелового круга. Вий разрушает круг, нечисть бросается на Хому и тот умирает от страха.
Нередко в обсуждениях этой повести и статей, посвященных ей, поднимаются два вопроса:
1. почему нечисть не боится церкви
2. почему погиб Хома, ведь он был с крестом и читал псалтирь
Гоголь был верующим православным христианином и, конечно, знал все тонкости православной веры. Так вот, согласно православным верованиям, нечисть на самом деле церкви не боится. Кстати, не только по православным традициям, но и по католическим.
Вспомните «Адвоката дьявола» — дьявол в образе преуспевающего бизнесмена Милтона спокойно заходит в католическую церковь и даже опускает палец в чашу со святой водой, от чего вода начинает кипеть:
С этим вопросом разобрались. Теперь о том, почему же нечисть смогла одолеть семинариста.
А причина в меловом круге. Именно, как бы парадоксально это ни звучало. Дело в том, что Хома был выходцем из украинского села, где махровым цветом процветали околорелигиозные суеверия. Они и сейчас там процветают. Его вера это чудовищное смешение христианства и язычества.
Это примерно так же, как сейчас вот такие «православные» носят вместе с крестиком знак зодиака, а под Новый год расхватывают всех этих свиней, обезъян и коров «на счастье». Тогда как у истинного христианина должна быть чистота веры. Естественно, никаких скорпионов, водолеев, овенов и тельцов, никакого этого зоопарка там и близко быть не может.
Ну так вот. Хома Брут, хоть и был семинаристом, но это не мешало ему быть напичканным суевериями, это дело совершенно обычное для деревень. Круг, который он рисовал на полу, к христианству никакого отношения не имеет. Это магический метод защиты.
«Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью»(Евангелие от Луки 10:19) — сказано в Евангелии. Эти слова Христа обращены к Его последователям. Хома же в глобальном смысле последователем Христа не был. Его религиозность базировалась на чём-то вроде «все побежали, и я побежал».
Без глубокого понимания сути христианской религии и, возможно, и без веры в Христа. Молитвы для него были чем-то вроде заклинаний, крест — просто обязательный символ, поэтому и боялся он, и поэтому и начал чертить магический круг. Он верил в круг, а не в Христа.
Ну что, тут, собственно, по вере вашей да будет вам. Магический круг это элемент колдовства, а с христианской точки зрения колдовство это тяжкий грех. Вот и настигла Хому расплата за колдовство да еще и в храме.