Павел родился в 1953 году в семье актёра Владимира Борискина. Именно отец, тогда ещё студент ВГИКа, посоветовал взять сына на роль Ванюшки.
Сергей Бондарчук тогда снимал свой первый фильм и во многом советовался с Михаилом Шолоховым. Он долгое время не мог найти подходящего ребёнка, и, когда уже отчаялся, его познакомили с маленьким Пашей.
В станице Вешенской писатель лично поинтересовался, кто будет играть мальчика. Когда ему показали Павлика, Шолохов потрепал юнца по голове и сказал: «Посмотрим, какой из тебя выйдет Ванюшка».
– В «Судьбу человека» я попал легко, – вспоминал позже Полунин, – хотя на роль Ванюшки было много претендентов.

«Папка, родненький!»
На тот момент Паше не было и шести лет. Он не умел читать, запоминал реплики на слух – мама диктовала, он повторял. А чтобы ребёнок погрузился в съёмочный процесс и атмосферу драмы глубже, Бондарчук возил его повсюду, даже когда не было сцен с участием мальчика.
Семья тогда переживала далеко не самый лёгкий период. Отец злоупотреблял алкоголем, часто вёл себя агрессивно. Родители постоянно ссорились, Владимир практически не занимался воспитанием сына. Потому ребёнок очень привязался к режиссёру, отнёсшемуся к нему с теплотой.
Отчасти потому, что Паше не хватало отца, его игра получилась столь убедительной. Особенно сцена, где он кричит: «Папка, родненький, я знал, что ты меня найдёшь!»

Вместе с Ванюшкой на этой реплике плакала вся страна.
«Что же это у вас ребёнок такой бедненький?»
Во время съёмок происходило много интересного. Павел запомнил цветущие яблони, которые пришлось создавать искусственно. К тому времени деревья давно отцвели, и ради сцены к каждой ветке крепили бумажные цветы.
Общались с юным актёром как со взрослым. Мама следила, чтобы он не капризничал и не мешал творческому процессу.
– Однажды Сергей Фёдорович довёл меня до слёз, – рассказывал Полунин. – Забраковал головной убор, который мне дали на съёмку – слишком чистый для беспризорника. Рядом толпились местные пацаны. Бондарчук подошёл к одному, отдал мою фуражку, а мне на голову нахлобучил засаленную кепку. От обиды я разревелся.
В силу возраста понять и прочувствовать полноценно всю трагедию истории Паша не мог. Зато выглядел очень правдоподобно. Настолько, что в Воронеже его внешний вид оборванца обеспокоил местных жителей.

Одна женщина подошла к режиссёру и стала причитать:
– Что же это у вас ребёнок такой бедненький и голодный? Возьмите, мы с бабами кое-что ему собрали – одежонку, пирогов напекли…
«Ты что, его не кормила?»
Были моменты, которые удивляли самого Бондарчука. Например, сцена, где Ванюшка с огромным аппетитом должен был уплетать суп.
– Я должен сыграть так, будто меня два дня не кормили. Можете себе представить: во время съемок я с аппетитом смолотил двухлитровую кастрюлю рассольника!
Режиссёр в шоке смотрел на происходящее.
– Ты что, и вправду его не кормила? – удивлённо спросил он у матери Полунина.
На самом деле вкус рассольника так понравился ребёнку, что он с удовольствием съел всё.

За роль Ванюшки мальчик получил тысячу рублей – по тем временам приличные деньги. Маме, как «воспитателю малолетнего актёра» заплатили восемьсот рублей. На эти деньги купили Паше одежду и школьные принадлежности.
Одноклассники никак не отреагировали на участие мальчика в съёмках. Но когда всех перевели в другую школу, кроме него, решили, что Пашу оставили по блату. С тех пор школьнику стало от них прилетать.
«Думал, вы спросите, как моя жизнь сложилась»
Родители по итогу развелись – мама вышла замуж за режиссёра Сергея Полунина. Так Павел получил новую фамилию.
После «Судьбы человека» он продолжил сниматься. С его участием вышли фильмы «Аннушка», «Заре навстречу», «Первое свидание», «Друзья и годы»… Но с изменением голоса и характера дела стали обстоять хуже. Павел ходил на пробы, однако его не утверждали на роли.
– Пробы в картину «Вождь краснокожих» провалил из-за слишком доброго взгляда: режиссёру нужен был зверёныш. В «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» Элем Климов выбирал между мною и Виктором Косых. А вот в «Гиперболоид инженера Гарина» меня мама не пустила: там по сюжету мальчика убивают лазерным лучом – плохая примета.
Павел активно занимался спортом: играл в футбол, имел разряды по лыжам и акробатике. После школы попытался поступить во ВГИК, но не прошёл. Потом армия, ещё две попытки – и всё впустую.

На третий раз мама обратилась к Бондарчуку. Тот вывел его к экзаменационной комиссии:
– Прочитай что-нибудь, – сказал он.
И тут юноша растерялся:
– Думал, вы спросите, как моя жизнь сложилась, поинтересуетесь моими делами, – ответил Павел и покинул зал.

Так завершилась его актёрская карьера.
«В нашу семью больше не приходи»
Он не жалел о том, что случилось. Работал слесарем, инженером, секретарём обкома комсомола, потом стал завотделом бюро молодёжного туризма. После сокращения торговал автозапчастями, пошёл в такси.
Полунин женился трижды. «И трижды удачно», – как говорил он сам. В первом браке родился сын Тимофей, во втором – дочери Елена и Аня. Павел уверял, что хотел продолжать общение с сыном, но ему запретили.
– С сыном не виделся больше тридцати лет. Последнее, что помню: тёща уводит шестилетнего Тимофея и говорит: «В нашу семью больше не приходи», – объяснял он в эфире ток-шоу «Прямой эфир».
С дочерями отношения он не поддерживал. Живя в одном городе с ними, он ни разу не пересекался.

– С дочерями никаких контактов нет. Для меня сейчас они чужие люди, я же их не воспитывал. Я их не бросал, просто так повернулась жизнь.
При этом Полунин заявил, что чист перед своими детьми и жёнами.
– Когда мы расставались, я уходил, брал носки и носовой платок. Ко мне никаких вопросов нет: всем троим квартиры оставил, алименты платил.
С третьей супругой Зинаидой он прожил больше двадцати лет. Её дочерей называл своими.
Павел Полунин скончался 30 марта 2021 года на 69-м году жизни. Его похоронили на Дятловском кладбище в Балашихе.






