Зрители были уверены, что Клара Лучко и Михай Волонтир любят друг друга
«Возвращение Будулая» — четырехсерийный советский фильм, продолжение экранизации романа Анатолия Калинина «Цыган». Главные герои — цыган Будулай, его возлюбленная, казачка Клавдия Пухлякова, их сын Ваня. Сериал «Цыган» рассказывал о Клавдии, которая нашла ребенка у разваленной кибитки и воспитала как собственного сына.

После встречи с Будулаем стало понятно, что он — его родной отец. Цыган был уверен, что его жену и сына убили немцы. «Возвращение Будулая» продолжает историю: главного героя в конце первого фильма избили до потери памяти — более полугода Будулай не мог ничего вспомнить. Но случайная встреча с Ваней помогла цыгану вспомнить прошлое. Главный герой решает найти нападавших и вернуться к Клавдии.
Подбор актеров
Режиссер Александр Бланк долго не мог найти актера на главную роль — сыграть известного героя романа хотели многие, но мало кто подходил по типажу. А те, кто подходил, не мог принять участие в съемках из-за занятости. Исполнительница роли Клавдии Клара Лучко часто сама браковала претендентов: «Не может у меня с ним любви случиться!» — повторяла актриса.
И именно она вспомнила о молдавском актере Михае Волонтире, с которым ранее снималась в драме «Корень жизни». Оставалось лишь убедить руководство актера отпустить его на съемки — в своем местном театре и на студии он был очень востребован. Но Лучко добилась своего.

Примечательно, что вся съемочная группа жила в гостинице, а Волонтир остался в хуторе Пухляковском, где проходили съемки. Говорил, что он не компанейский человек, ему комфортнее было в одиночестве. Он гулял по округе, много времени проводил с конем Громом — купался, разговаривал с ним.

Теперь необходимо было найти актера на роль Вани. Похожий по типажу юноша нашелся в ростовском училище искусств. Студента тоже отпускать на съемки не хотели, но Алексей Никульников рассудил, что поступить сможет всегда, а вот начать карьеру бок о бок с актерами такой величины можно только однажды.
Матлюба Алимова, сыгравшая роль влюбленной в Будулая Насти, рассказывала, что многие зрители даже спустя годы ассоциировали ее с героиней и часто звали по имени персонажа. Советская актриса узбекского происхождения очень интересовалась цыганским народом, часто общалась с ними между дублями. Цыгане радостно говорили: «Ты наша!» — и это очень импонировало актрисе, она считала это комплиментом.

Цыганская массовка была взята из местного табора. Правда, вместо двух десятков отобранных актеров пришла добрая сотня.
Поговаривают, что после съемок у артистов и из гостиницы пропали вещи — съемочной группе пришлось возмещать ущерб за стаканы, полотенца и прочие утраченные вещи. Помимо цыган, в массовке принимали участие и местные жители: любопытные зрители заранее знали, где и когда будут снимать. Режиссеру это было только на руку: Александр Бланк сэкономил время и силы на подбор массовки.
Съемки
Востребованный Михай Волонтир параллельно снимался в двух военных картинах — «Ответный ход» и «От Буга до Вислы», где у его героя короткая стрижка. А цыган должен был быть кудрявым и седым. Гримеры потратили много времени на наращивание волос, завивку и подкрашивание.
Примечательно, что Михай захотел обучиться кузнечному промыслу — по сюжету его герой был кузнецом. Ему было интересно самостоятельно сыграть, без помощи дублеров. Сделанную своими руками подкову он забрал себе на счастье.

Во время съемок «Цыгана» автора романа просили дописать финал. Он предложил жестокую концовку — смерть Будулая. Волонтир обратился к режиссеру, и тогда Александр Бланк и Анатолий Калинин решили просто «сильно избить» Будулая. И по многочисленным просьбам зрителей спустя шесть лет приступили к съемкам продолжения — «Возвращение Будулая». Сценарий редактировался и дописывался прямо во время съемок.
Михай Волонтир согласился сниматься в продолжении при одном условии — если найдут пояс, в котором он играл в первой части. С тех пор прошло несколько лет, но забытый атрибут все-таки был найден на складе киностудии в Одессе. А для Клары Лучко нашли два ее платья из «Цыгана» — спустя шесть лет они все еще смотрелись на ней превосходно.

Из-за блестящей игры Лучко и Волонтира многие считали, что экранная любовь давно вышла за рамки съемочной площадки и переросла в реальные чувства. Но актеры из раза в раз повторяли, что между ними только дружеские и профессиональные отношения. Михай был однолюбом — его супруга Ефросинья была рядом с ним во время съемок.
Клара Лучко тогда была замужем за писателем Дмитрием Мамлеевым. Но, по признанию Волонтира, Лучко всегда была его ангелом-хранителем. Когда в начале нулевых актер заболел и начал терять зрение, Клара Лучко сделала все возможное, чтобы собрать деньги на операцию доброму другу.
Над сценарием работала дочь писателя Наталья Калинина и ее коллеги. Она рассказывала, что сценарий сильно отличается от романа отца. Например, в книге Будулай долго приходит в себя после нападения, а в фильме он возвращается к жизни куда быстрее.

Весной кузницу часто затапливало во время разлива Дона. Съемочной группе пришлось делать перерыв, откладывать сцены и ждать, пока сойдет вода, а потом восстанавливать утраченные декорации.
Место съемок предпочли не менять: вернулись в Ростовскую область на хутор Пухляковский, где съемочную группу ждал дом Клавдии, кузница, плетеная кибитка, сплетенная, кстати, вручную местными цыганами. Сейчас уже кибитка развалилась, кузницу снесли, а дом Клавдии развалился.
Еще 15 лет назад Наталья Калинина мечтала выкупить его выкупить, привести его в порядок и организовать там музей. Но хозяйка объявила непомерно высокую цену за строение — полмиллиона рублей, таких денег у семьи писателя не было.






