Не так давно мы беседовали о фильмах, которые мне (и вам) долго не нравились, а потом ка-а-ак понравились! В комментариях мне задали вопрос: «А какие ленты вам сначала нравились, а потом – разонравились?» Я сходу ответила: «Терминатор-2». Сюда же отнесу большую часть голливудских боевиков и фантастических сюжетов, с упоением смотренных в эру видео-видео-о-о-о и кассет VHS. Тогда был восторг – сейчас зевота.
Также я не буду пересматривать индийский «Танцор Диско» — мы когда-то на него бегали по 5-10 раз! Причём, как-то раз пошли с магнитофоном, дабы записать все эти ‘I am a disco dancer’ и ‘Jimmy-Jimmy-Jimmy Aaja’. Музыку эту я могу послушать – из ностальгических чувств, но сама кинокартина мне вообще никак.
И ГДР-овские вестерны про индейцев с Гойко Митичем искать не стану – для меня их время безвозвратно ушло. Итак! Топ-пять советских фильмов, которые вызывали интерес, но сейчас – увы.

1. На первом месте, разумеется, «Пираты XX века» (1979) Бориса Дурова. В Советском Союзе был дефицит боевиков-стрелялок, а всем хотелось увидеть свой, родной приключенческий фильм, где нет полутонов, а Добро побеждало бы Зло. Роскошный Николай Ерёменко-младший, экзотика южных морей, динамичный, атакующий стиль. «Пираты…» полюбились и детям, и взрослым.
А потом мы дружно наелись ного-махательных (!) киношек «про карате», а фильм о коварных пиратах и противостоящих им моряках стал казаться не самым-самым, а одним из. Кроме того, интересными стали казаться социо-психологические ленты, созданные в СССР – о любви, например. Кто-то, наверное, иногда смотрит «Пиратов…», чтобы окунуться в атмосферу детства, но мне уже это скучно.

2. На втором месте – трёхсерийный телефильм Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Д`Артаньян и три мушкетёра» (1979). Как мы его ждали, и он оправдал все наши смелые надежды! Красавец Михаил Боярский, великолепная музыка, шпаги-драки-платья-подвески. Книгу Александра Дюма всегда обожали в СССР, и киноверсия понравилась не только нам-ребятне, но и нашим родителям.
А потом… Этот мюзикл стал казаться не то пародией, не то капустником. Отталкивало и то, что актёры в 1990-х стали откровенничать, как они наслаждались дарами Бахуса на съёмках. Я понимаю, что мушкетёры тоже не отставали в этом смысле, но есть понятие искусства и хотелось видеть его чистым. Да и вообще, всё там какое-то наспех ляпанное, а свитер на шевалье – прямо из гардероба 1970-х…

3. На третьем месте, к сожалению, «Тот самый Мюнхгаузен» (1979) Марка Захарова. Как я любила его в детстве-отрочестве-юности! Впрочем, он для меня не утратил своей привлекательности и в 1990-х-2000-х. Изысканно-остроумный Олег Янковский, великолепная Инна Чурикова, дивный Леонид Броневой, да и все остальные – хороши. Костюмы – богатые, не за три копейки. Диалоги – искромётны.
А потом мне сделалось скучно – даже не знаю, почему. Всё в этом фильме как-то полиняло, хотя захаровские «Двенадцать стульев» (1976) и его же «Обыкновенное чудо» (1978) я люблю до сих пор. А история советского Мюнхгаузена стала казаться не то, чтобы тоскливой, а – тупиковой. Как будто авторы выдумали героя, но не знали, что с ним потом делать – финал эффектный, но это путь не в небо, а в никуда.

4. Ещё одно разочарование – «Дуэнья» (1978) режиссёра Михаила Григорьева. Нравился он мне довольно долго – лет до тридцати пяти. Главным образом, из-за Евгения Леонова, Татьяны Васильевой и Владимира Сошальского. Остальные, включая Ирину Муравьёву (одна из любимых актрис, но тут она – никакая) – мимо. Кроме того, привлекали костюмы, сделанные с большим вкусом.
А потом «Дуэнья» как-то надоела – всё стало казаться искусственным и картонным. Беготня и натужная суета. Песни – приятны, и только. А уж молодые женихи Инессы да Элеоноры – сие просто какой-то унылый отстой. Глядя на это блёклое нечто, хотелось сказать: «Лучше бы ты, донья Инесса выходила за дона Мендосо – он хотя бы нетривиальный, а с лица воду не пить».

5. А тут – совсем уж грустное. Один из моих любимых фильмов детства – «Неуловимые мстители» (1966), а уж «Новые приключения неуловимых» (1968) нравились ещё больше. «Корона Российской империи» (1970) с самого начала, как говорится, «не зашла», а вот первые две ленты Эдмонда Кеосаяна были в моей горячей десятке. И серьёзно, и весело. И страшно, и забавно. Редкий сплав.
Но годам к сорока (ага) я охладела к Неуловимым. Причин, быть может, несколько. Например, я прочитала ряд исследований о Гражданской войне и сделалось жутко. Все эти лихие скачки-драчки представились неуместными. Хотя, люди склонны романтизировать ужасы прошлого. А ещё я элементарно «переела» Неуловимых – не надо было так часто смотреть, авось, до сих пор бы нравились.






