У вас есть такие фильмы, которые долгое время не нравились, а потом та-а-ак понравились, что вы их с интересом пересматриваете, обсуждаете в блогах и цитируете фразочки персонажей?
Для многих моих друзей и знакомых, в том числе – френдов в интернете, такой лентой явилась «Кин-Дза-Дза» (1986) Георгия Данелии. Сначала – плевались, потом – присмотрелись, а дальше – полюбили. Принялись говорить: «Скрипач не нужен!» и напевать «Мама-мама…»
Знаю людей, не выносящих «Рабу любви» (1975) из-за экстравагантного поведения главной героини, а ещё – из-за её придыхания, всхлипов, воплей. А затем что-то щёлкнуло, и трагедия актрисы Вознесенской сделалась чуть не самым любимым зрелищем – эти полупрозрачные шарфы, боа, тоска по уходящему Серебряному веку и – печаль, растворяющаяся в музыке Эдуарда Артемьева.

1. Итак, мой список. Мне и самой теперь удивительно, что я когда-то не выносила шедевр всё того же Георгия Данелии «Афоня» (1975). Впервые я его увидела в дошкольном детстве и мне было невыразимо скучно. Маме тоже не понравилось: «Что смешного в опустившемся человеке, в каком-то пьянице?» Мы тогда вообще ушли из зала. И …лет до тридцати (!) я вообще не могла его смотреть – хватало на десять минут.
Я оценила эту историю лишь в середине 2000-х, когда появились видеохостинги. Сначала изумил отрывок с «Милый, чо?», потом решила глянуть полностью. И мне стало интересно – это не комедия, как таковая, а трагикомедия. Смешного там мало, зато есть бытийная философия – это фильм о тотальном одиночестве героя, который порвал с деревней и не прижился в городе.

2. Вторым номером идёт ещё одна комедия – «Старый новый год» (1980) Наума Ардашникова и Олега Ефремова. И тоже – первый раз смотрела ещё ребёнком, в третьем классе.
Я-то рассчитывала, что будет весёлая штука с песнями и плясками, но оказалось, что это какое-то нудное говорение, скандалы на пустом месте, выкидывание вещей на лестничную клетку и присказки: «Эх ты, куколка Мальвина, сорт восьмой, глаза не закрываются».
Каждый раз, когда его показывали по ТВ, просила выключить «эту ахинею». Когда мне было уже лет восемнадцать, я снова увидела «Старый новый год» по телевизору, и вот на этот раз я насладилась диалогами – там, что ни фраза, то – бриллиант.
Что ни герой – то диво. «Мы, старые работники культуры, помним, какие были булочки», — и это прекрасно! Да вообще: «Вы понятия не имеете, что такое интеллигенция. Это я — интеллигенция».

3. Вот эту кинокартину я не выносила очень долго – я уже вела этот блог и как-то написала, что «Зигзаг удачи» (1968) – один из провалов Эльдара Рязанова. Дескать, уныло, серо, тускло. Противный Орешников, глупая и страшненькая Алевтина, хамоватый Калачов…, жадность до денег, низменные страсти и всё это на фоне заснеженной скучищи. А ведь всё происходит в 1960-х, когда общество кипело и устремлялось!
И вот как-то раз я решилась посмотреть на это другими глазами и сразу всё встало на свои места – в этой ленте ненавязчиво показана эстетика 1960-х – в фотолаборатории, в квартирах Лидии Сергеевны и Орешникова, в местном ресторане. Это – настоящий путеводитель по стилистике минимализма. Да и Алевтина не такая уж страхолюдная.

4. Я, наверное, изумлю вас, но я не сразу полюбила «Семнадцать мгновений весны» (1973) Татьяны Лиозновой. Когда его показывали, все улицы пустели, а я – не понимала, что там хорошего. Какие-то коридоры, кабинеты, нуль динамики, разговоры, фашисты в своём логовище… Темнота и чернота какая-то. Единственный, кто мне там нравился, это Олег Табаков, но это была вообще моя любовь (почему-то).
Потом как-то в 1990-х я посмотрела 9-ю серию – просто случайно попала… И – решила купить кассету VHS, чтобы увидеть полностью. Тонкая игра разведок, игра теней и света, шикарные диалоги. Да, конечно, «Щит и меч» (1968) и «Вариант Омега» (1975) мне по-прежнему нравятся больше, но Штирлиц всё равно – великий, несмотря на ляпы и несоответствия историческим реалиям.

5. Мне очень долго не нравился двухсерийный телефильм «Ищите женщину» (1982) режиссёра Аллы Суриковой. Точнее даже так – я не могла его осилить, очень уж доставала мадемуазель Алиса Постик в исполнении Софико Чиаурели. Она болтала-болтала-бол… Уф! И я – вырубала. Интересными мне казались эпизоды с машинисткой Вирджинией и только.
И вот меня попросили разобрать этот фильм и подумала: «Отчего бы нет?» И на этот раз мне очень понравилось буквально всё – от диалогов до эстетики помещений, от костюмов до актёрской игры. Да, конечно, мадемуазель Постик всё так же напрягала – я бы не смогла с ней работать в одном офисе – но, тем не менее, всё остальное произвело самое выгодное впечатление!






