Незатейливую музыкальную комедию о летнем отдыхе в пух и прах разнесли критики, ни разу (редчайший случай) не показали по советскому телевидению и забыли на долгие годы.
Неужели это настолько плохой фильм?
На самом деле в СССР было снято немало совершенно несмешных комедий. И лента, о которой наш рассказ, не является чем-то уникальным или особенным. Причины забвения картины не столько в ее художественных достоинствах, сколько в очередном заскоке советской цензуры.

Главное издание о кино в СССР – журнал «Советский экран» ежегодно проводил среди читателей народное голосование для определения лучших фильмов, лучших актеров и актрис. Чтобы принять участие в конкурсе, нужно было отправить заполненную анкету из журнала в редакцию со своим выбором.
По итогам прошедшего 1973 года было прислано более 20 тыс. анкет. Лучшим фильмом зрители признали мелодраму «Мачеха» (1973), а исполнительницу главной роли в фильме Татьяну Доронину – лучшей актрисой года. Лучшим актером года стал Евгений Матвеев.
А вот худшим фильмом 1973 года читатели «Советского экрана» определили комедию от киностудии «Ленфильм» с вычурным названием «Последние дни Помпеи».

Лента была снята в 1972 году, вышла во всесоюзный прокат в июле 1973 года и привлекла в кинотеатры 12,6 млн. зрителей. Далеко не рекорд, но и не так уж и мало для «самого худшего фильма». Огромное количество кинокартин, особенно из союзных республик, о таких цифрах могли только мечтать.
К тому же лента должна была идти в категории «Детям до 16 лет» (об этом расскажу дальше), что отсекало детскую и подростковую аудиторию.

Безусловно, зрителей привлекали афиши, на которых известные имена и кликбейтное (говоря современными терминами) название. Тут и ассоциации с известным со школы историческим сюжетом, и отсылка к эпическому полотну художника Карла Брюллова «Последний день Помпеи».
А на деле название всего лишь дешевый каламбур.
Помпея Мамайская – так зовут властную и деятельную супругу руководителя одной эстрадно-цирковой бригады, кочующей по стране. Вообще-то она просто певица, но давно подчинила и своего супруга, и всех артистов.

Главную женскую роль исполнила Людмила Аринина и, наверное, она единственная из артистов, кто реально старается что-то делать в этом фильме. Будь получше сценарий, и «Последние дни Помпеи» стали были настоящим бенефисом этой актрисы.
Также в коллективе есть ведущий-рифмоплёт, с еще более идиотским псевдонимом Филимон Купер (Александр Демьяненко) и дрессировщик Полумухин (Игорь Дмитриев) с одной единственной собачонкой по кличке Фикус и с ассистенткой.
Роль рабочего сцены исполнил комик Алексей Смирнов. На этого актера всегда приятно смотреть, но здесь он просто корчит смешные рожицы.

Руководитель эстрадной труппы Евгений Мамайский (актер Иван Дмитриев) и завхоз Семен Семеныч (актер Лев Лемке) близкие друзья, когда-то давно являлись знаменитым эстрадным дуэтом. Не то, что сейчас. Их грустная ностальгическая песня «Шуты Его Величества народа» по-настоящему берет за душу, раскрывает характеры героев лучше, чем все задумки сценаристов.
И в газете «Правда», и в журнале «Крокодил» в 60-е и первой половине 70-х гг. неоднократно поднималась тема артистов-халтурщиков, которые ездят по стране, выступают в маленьких провинциальных залах и на летних эстрадах с номерами «крайне низкого культурного и идейного уровня». Но при этом гребут деньги, да еще и устраивают неучтенные «левые» концерты.
Коллектив из фильма, как раз такой.

За вычурными псевдонимами скрывается полное отсутствие таланта, стиля и вкуса. Помпея Мамайская в вечернем платье и обвешанная яркой бижутерией исполняет на сцене песню «Крановщица» о девушке, возводящей жилые дома.
Дрессировщик Полумухин дурит зрителя в зале и даже не пытается как-то это скрыть. А зачем, если и так «схавают». Его больше заботят отношения со своей ассистенткой, которую сыграла Наталья Воробьева – она же Эллочка-людоедка из «12 стульев» Леонида Гайдая.
Нам не стесняясь показывают, как укротитель Фикуса и его молоденькая помощница, в перерывах между выступлениями, уединяются в гримерке именно для «того самого». Пока жена дрессировщика занята в другом эстрадном номере.
Кстати, еще из «взрослого». В фильме упоминается Зигмунд Фрейд, учение которого было запрещено в СССР.

Во время одного из выступлений эстрадно-халтурной бригады в южном приморском городе, из зала пытается уйти компания отдыхающих на море студентов. Молодых людей сыграли Евгения Сабельникова, Галина Чигинская и Тамаз Толорая. Они не смогли выдержать столь жалкое зрелище. За что обиженные артисты сдают разочарованных зрителей в милицию.
И тогда юноши и девушки решают вывести обнаглевшую Помпею Мамайскую и ее бесталанную свиту на чистую воду. Молодые люди пускают слух, что в город едет ревизор из столицы для проверки эстрадных коллективов. И даже организуют приезд проверяющего, правда, липового.
В роли почти что гоголевского ревизора выступил Виталий Соломин. Вот только, 31-летний актер не сильно похож на студента.

А вот красавица Евгения Сабельникова не постеснялась на экране позировать без одежды, стоя в полный рост под летним душем. По нынешним временам ничего особенно, но для 1972 года, когда снимали картину, чересчур откровенная сцена. Даже сугубо научный искусствоведческий журнал «Искусство кино» обратил на это внимание:
«Есть еще всякие пикантные моменты, например, когда одна из студенточек моется под душем за хлорвиниловой пленкой: видимость хотя и неважная, но угадывается многое. В частности, молодость и красота».
Цитата по «Искусство кино» 1974 №8

Узнав о приезде ревизора, халтурщики решают отыграть следующий концерт на «высоком идейном уровне», обновить годами не меняющийся репертуар. И тем самым еще больше закапывают себя.
Для усиления, Помпея Мамайская вызывает из столицы эстрадную звезду Вову Кукина, которого сыграл настоящий гений советского эстрадного искусства Борис Сичкин, знакомый всем как Буба Касторский из «Неуловимых мстителей».
Вот только товарищ Кукин оказался еще большим прохиндеем. Чего только стоит его спич о значении хорового пения для народного хозяйства страны.
В принципе, сюжет вполне рабочий, идеи понятны (кроме всего прочего, фильм поднимает проблему использования фонограмм на эстраде – это не изобретение Перестройки, как многие думают), но вот реализация…

Да, есть сатира (причем уже тогда актуальная не для всех, а сегодня вообще непонятная), но напрочь отсутствует юмор. Где смеяться – вот главный вопрос, который вызывает эта недокомедия.
Интересно, что «Последние дни Помпеи» так и не попали на советские телеэкраны. И дело не только в том, что фильм откровенно слабый, по ТВ показывали картины намного худшие, причем по несколько раз в эфире.
Причина в том, что в 1979 г. эмигрировал в США Борис Сичкин. После чего по Центральному телевидению запретили «Неуловимых мстителей» и «Новые приключения неуловимых». Последний показ этих суперпопулярных фильмов по ЦТ СССР состоялся в 1976 году, снова они окажутся в эфире только в 1991-м.
Что уже тут говорить, про «самый худший фильм» 1973 прокатного года, где тоже Сичкин.

На самом деле, «Последние дни Помпеи» можно смотреть, и даже кое-где улыбаться. В концовке показали несмешную, но классную по задумке пародию на «Ревизора».
Хотя больше будет разочарований, из-за того, что испортили занятную идею, наплевали на зрителя, а прекрасных актеров заставили играть такую же халтуру, какую они должны были высмеивать.






