«Сто дней после детства»: подлинно романтическая история на экране и запретная любовь за кадром

50 лет назад на экраны вышла драма «Сто дней после детства». Для режиссёра Сергея Соловьёва это была первая картина, в основе которой не лежало произведение классической литературы, — прежде он успел снять фильмы «Семейное счастье» по рассказам Чехова и «Егор Булычёв и другие» по Горькому, а также экранизировал пушкинского «Станционного смотрителя».

На этот раз Соловьёв обратился к современности и в соавторстве с кинодраматургом Александром Александровым написал сценарий о взрослении души, первой любви и первом разочаровании. Однако без литературной линии не обошлось — пионеры в лагере разыгрывали на сцене лермонтовский «Маскарад» и изъяснялись высоким слогом.

Работа над картиной началась с поиска натуры. Режиссёр с ассистентами объездил немало подмосковных усадеб, пока не попал в местечко под Калугой под названием «Андреевский куст» — здесь было расположено сразу девять пионерских лагерей, куда летом приезжали отдыхать школьники. Соловьёву сразу приглянулись местные пейзажи, и он решил строить декорации именно здесь. Некоторые эпизоды были отсняты на ближайшем аэродроме малой авиации и в соседних деревнях, а в массовке принимали участие местные жители.

Эпиграфом ко всему фильму Сергей Соловьёв снял кадр с букетом на окне — режиссёр пояснял, что ему хотелось «дать неясное ощущение счастья, гармонии, ожидания чего-то — и вечности». Главной темой своего фильма он назвал «духовное мужание и нравственное воспитание».

Незадолго до съёмок Сергей Соловьёв посмотрел фильм Андрея Кончаловского «Дворянское гнездо» и остался под большим впечатлением от исполнительницы главной роли Ирины Купченко. В свою картину о подростках Соловьёв потребовал найти «Купченко тринадцати лет». Пробы затянулись, съёмки уже шли полным ходом, а подходящей актрисы так и не было.

Ассистенты в один голос настаивали на кандидатуре Татьяны Друбич, у которой уже был опыт в кино — она снималась в ленте «Пятнадцатая весна». Однако режиссёр юную актрису сразу забраковал — внешне она была совсем не похожа на Купченко и не соответствовала представлениям Соловьёва о «тургеневских девушках».

Когда продолжать съёмки без главной героини было уже невозможно, режиссёр решил доказать всем, что Татьяна с ролью не справится. Он вызвал её на площадку — сниматься в самой сложной сцене разговора Лены и Мити у купальни, и был уверен, что Таня провалится. Без репетиций и без единого вопроса Друбич вошла в кадр и отыграла так, что вся киногруппа замерла. Сергей Соловьёв потом признавался, что Татьяна покорила всех своей «фантастической нефальшивостью», которую ей удалось сохранить на всю жизнь.

В отличие от Татьяны Друбич, другие пионеры были дебютантами на съёмочной площадке. Борис Токарев, игравший Митю Лопухина, впоследствии окончил ВГИК и стал актёром, много снимался в кино. Ирина Малышева, которой в фильме досталась роль Сони Загремухиной, пришла на «Мосфильм» по объявлению: «На главную детскую роль требуется девочка».

После съёмок она проложила карьеру, окончила Щукинское училище и играла в Театре Пушкина. Из всей пионерской четвёрки актёром не стал только Юрий Агилин — роль Глеба Лунёва так и осталась его единственной работой в кино.

На момент съёмок 30-летний Сергей Соловьёв был женат на актрисе Марианне Кушнеровой, которая носила под сердцем их первенца. Однако на площадке вспыхнуло запретное чувство, которое режиссёр не смог побороть. Однажды пошёл дождь и он вместе с юной Таней Друбич застрял под навесом. Они разговорились, и Соловьёв неожиданно для самого себя влюбился в интересную и умную не по годам девушку.

Вскоре закрутился роман, о котором шептались все вокруг — ведь отношения с несовершеннолетней были подсудным делом. Слухи дошли и до жены Соловьёва, которая написала жалобу на мужа в горком, но там режиссёра только обязали остаться в семье.

Роман с Татьяной Друбич на этом не закончился, впоследствии они поженились, на свет появилась дочь Анна. Брак актрисы и режиссёра продлился семь лет, но и после развода Друбич осталась музой Соловьёва, продолжала сниматься в его картинах.

Драму «Сто дней после детства» высоко оценили и зрители, и критики. Лента получила «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру на международном кинофестивале в Западном Берлине, а в местной прессе о картине писали:

«Только у русских хватило мужества на фоне обилия постельных сцен, жестоких трагедий, убийств и извращений выступить с подлинно романтическим, чистым и добрым фильмом». Спустя два года после премьеры режиссёр, сценарист, оператор и художник «Ста дней после детства» были удостоены Государственной премии.

Лента положила начало трилогии Сергея Соловьёва о юношестве. Во второй части «Спасатель» Татьяна Друбич сыграла практически саму себя — её героиня тоже была студенткой медицинского института. Одна из главных ролей досталась актрисе и в третьей части «Насленица по прямой» — картина повествовала о первой любви 13-летней школьницы, увлечённой поэзией Пушкина.

Оцените статью
«Сто дней после детства»: подлинно романтическая история на экране и запретная любовь за кадром
— Как ты посмела уволиться? Кто теперь выплатит мою ипотеку? — Свекровь верещала в трубку