Сюжет фильма Эльдара Рязанова «Служебный роман» строится вокруг отношений заурядного работника статистического учреждения Анатолия Новосельцева и его начальницы Людмилы Калугиной. Скромный и стеснительный Анатолий Ефремович решился «приударить» за руководительницей не сам — пойти по этому скользкому пути его надоумил старый друг, выбившийся в начальники — Юрий Григорьевич Самохвалов.
Почему Самохвалов дал именно такой весьма сомнительный совет, а не порекомендовал, например, повнимательней относиться к своей работе или сам не помог ему с отчетом по старой дружбе-то? Например, показал бы, где ошибки, дал бы какие-то рекомендации.

Чтобы найти ответ на этот вопрос, надо проанализировать поведение Самохвалова в целом. Он относится к категории тех людей, с которыми захочешь — не поссоришься. Наверняка вам такие в жизни попадались.
И со всеми-то они вась-вась, всем улыбаются, за словом в карман не лезут, сразу отшутятся, если что — умеют любые даже спорные ситуации сводить на нет. Тут на ушко шепнёт, там моргнёт, тут подмигнёт, воздушный поцелуй пошлёт — ну и как с таким конфликтовать? Тем более, если он аж зам начальника.

Единственный, у кого получилось поссориться с Самохваловым, это Новосельцев. Но Анатолий Ефремович настоящий уникум — при всей его внешней нерешительности он человек принципиальный и не лицемерный. В этом плане он с Калугиной одного поля ягода — она такая же, тоже не повелась на самохваловскую лесть.
Возвращаемся к Самохвалову: лесть, заигрывание, легкое поведение — для него привычный способ налаживания контактов и получения желаемого. Достаточно вспомнить, как он ведет себя с Ольгой Рыжовой на вечеринке. При том, что он не хотел её приглашать, он общается с ней так, словно она самый желанный гость в его доме. И, конечно, Верочка: «Будь я полегкомысленнее, я бы ух!«
Ничего он не «ух» ни с Верочкой, ни с Рыжовой, ни с кем-либо ещё, и даже в мыслях не держал. Я уверена, что и Рыжова, и Верочка если уж не противны ему, то точно абсолютно безразличны, но ему надо расположить к себе секретаршу, потому что каждому ясно, что путь к сердцу начальника лежит через его секретаря. Другими словами — «приударить» для Самохвалова обычная тактика поведения.
И ведь прав он, этот Самохвалов: людям нравятся те, кому нравятся они сами. Показывая своё расположение, он стремится вызвать ответную симпатию, а тому, кто тебе симпатичен, почти невозможно отказать в услуге.

При этом, что характерно, Самохвалов не говорит «Не будь я женат». Он говорит «Будь я полегкомысленнее».
Что касается Новосельцева, то, конечно, рядовой статистик такому орлу, как Самохвалов, ничем полезен быть не мог. Вообще удивительно, что Юрий Григорьевич его узнал, было более ожидаемо, что он сделает вид, что не помнит его.
Но, видимо, Самохвалов быстро сообразил — ему же нужны свои люди — что старый приятель, пристроенный им на пусть мелкую, но руководящую должность, когда-нибудь да пригодится, и лично я не верю в искренность Юрия Григорьевича.
Поэтому он с такой охотой ринулся помогать Новосельцеву. Получив от ворот поворот от Калугиной, он прибег к, так сказать, крайним мерам: посоветовал Новосельцеву пофлиртовать с начальницей. Это именно то, что всегда или почти всегда у него срабатывало.







