Иногда мы с вами понимаем классические советские фильмы совершенно по-разному. Порой читаешь комментарии на Дзен и диву даёшься, ну как такая мысль могла прийти в голову читателю? Каждый имеет право на свою точку зрения. Но давайте не забывать, что у любого художественного произведения имеется ещё и автор. А мы подчас совершенно игнорируем это обстоятельство.
Недавно мне на глаза попался текст с заголовком «А если Паратов женился бы на Ларисе«. Такая постановка вопроса ввела меня в изумление.
Это примерно то же самое, как спросить «А если бы академик Виталий Кречетов не задумал диверсию в Одессе?«
Или, скажем, «А если бы купец Нил Неуеденов с удовольствием благословил Мишу Бальзаминова на брак с Капочкой и передал ему управление всеми своими торговыми делами?«

Или, например, «А если бы Вова Адидас после встречи с матерью Жёлтого пошёл в милицию и добровольно сдался майору Ильдару Юнусовичу?«
Все перечисленные варианты совершенно невозможны.
Писатели пишут книги, драматурги сочиняют пьесы, а сценаристы придумывают сценарии к фильмам. Именно авторы сами определяют положительных и отрицательных персонажей. Именно они наделяют своих героев различными чертами характеров. Мы, конечно, можем додумывать за создателей, как сложилась жизнь того или иного героя, но делать из преступника жертву, или же из «зайчика» злодея, по-моему, мы не имеем права. Нарушается сам смысл произведения, его суть.
Можно ли допустить, что Коля К-кротов, после многочисленных преступлений раскаялся, исправился, но не сдался властям, а зажил жизнью примерного гражданина и семьянина? Стал ударником коммунистического труда, а его биографию печатали бы в газетах с формулировкой: «смотрите, вот он работал на фрицев, но упорным трудом (а не высшей мерой) искупил свою вину«.
Нелепица, правда? И тогда уже не было бы культового фильма «Противостояние».
Автор упомянутой мною статьи про «Жестокий романс» рассуждает, какой могла бы быть семейная жизнь Ларисы и Паратова, если бы вдруг Сергей Сергеич соизволил взять Огудалову-младшую в жёны. К примеру, вдруг мама и дочка получили бы богатое наследство.

Но мне представляется неверной сама постановка вопроса.
Пьеса «Бесприданница» написана не просто так. Александр Николаевич Островский поставил себе целью показать нам героя, олицетворяющего собой абсолютное зло. Сейчас драматурги обмельчали, и с целью продемонстрировать антигероя им приходится оставлять за его спиной массу тел. Милиционер Арсеньев из «Невского». Мосгаз (Влад Вихров) из «Мосгаза». Андрей Тиль с подельниками из «Трассы». Виталий Кречетов из «Ликвидации».
Но Островский действовал куда более тонко. Скальпелем, а не топором.
В том-то и фокус, что Паратов никого не лишает жизни, не грабит, не мошенничает, не придумывает различные аферы или махинации.
Но этот человек полностью лишён человеческих чувств. У него нет ни совести, ни жалости, ни эмпатии. Ничего, кроме своего эго и желания удовлетворять естественные потребности. Как физические, так и ментальные. Унизить Карандышева. Соблазнить Ларису. Выгодно сплавить пароход с обожающей его, Паратова, командой. Послушать цыганские песни и спеть про своего мохнатого шмеля. Унасекомить Семёновского.

Ни одного хорошего поступка не совершил Паратов по ходу действия фильма. Он не только антигерой, но и античеловек. В нём нет совершенно ничего человеческого. Это существо без души, способное предать, обмануть, унизить, растоптать, посмеяться. Недалёкая Лариса ничего этого не понимала. Но мы с вами, я надеюсь, всё-таки немножко поумнее.
Сергей Сергеевич не бегает весь фильм с бензопилой, как Кожаное лицо. Не орудует железной рукой, как Фреди Крюгер. Не уничтожает всех своих соратников и подчинённых, как генерал Мельников. Не водит в лес мальчиков, как Вячеслав Игоревич из «Хрустального».
И тем не менее, в результате действий Паратова разрушена судьба нескольких человек.
- Ларисы Огудаловой больше нет.
- Несчастный Юлий Карандышев поедет на каторгу за преступление, на которое его спровоцировали и которое, безусловно, было совершено в состоянии сильного аффекта.
- «Тётенька» Огудалова-старшая потеряла дочку.
- Кнурова и Вожеватова затаскают по судам. Их репутация явно подпорчена. Конечно, оба неприятные личности, но не преступники.
Невеста Паратова, разумеется, обо всём узнает. Любит она Сергеича, или нет, но их брак расстроен. Хотя для девушки, может, и к лучшему.
В общем, наворотил дел этот Сергей Сергеевич.

И поэтому рассуждать о том, что было бы, если бы данный антигерой женился на Ларисе, в принципе невозможно. Это будет уже не «Жестокий Романс». Пьеса затем и написана Островским, чтобы продемонстрировать глубоко отрицательного персонажа, который не мог жениться на Ларисе в принципе, заведомо, априори.
Цель произведения была вывести такого героя, в котором напрочь отсутствует всё хорошее и человеческое. Поэтому, допуская, что «он мог жениться», мы полностью переворачиваем суть пьесы «Бесприданница» и кинокартины Эльдара Рязанова «Жестокий Романс».
Только пожалуйста не упоминайте фразу Паратова, мол, «я на ней тогда чуть было не женился». Словам данного персонажа грош цена. И веры 0 процентов.






