Топ-пять пугающих фрагментов из советских киносказок. А ваши варианты?

Волшебные сказки – это не только весело, но и страшно. В Советском Союзе не было хорроров (кроме «Вия» (1967) и триллеров, хотя, некоторые детективы смотрятся именно так. В киносказках тоже пугающих фрагментов было по минимуму – ужасы старались вообще не показывать.

Лично я очень люблю хорроры и триллеры – смотрю их с 1986 года, то есть с момента первых посещений видеосалона. Страшное будоражит, делает ощущение жизни острее. Итак, поговорим о жутковатых фрагментах в детском кино, а точнее – именно в сказках.

1. Первое, что вспомнилось, это битва красавца Иванушки с ожившими деревьями. Вообще, в «Морозко» (1964) довольно много жути – например, антропоморфный медведь, в которого на время превратился всё тот же Иван. Или сцена замерзания Настеньки в ходе разговора с повелителем холода.

Но деревья – это был для меня главный «супер». Эти существа напоминали что-то адское и внеземное. Не просто лес, а какие-то сущности, восставшие из преисподней. А ведь они ещё издавали звуки. Во «Властелине колец» тоже есть похожие деревья, но они не служат никаким Бабкам-Ёжкам, а лишь охраняют лес.

2. Затем меня очень пугала «индустрия» в творении «Новый Гулливер» (1935). Это была какая-то фантасмагория в духе «Метрополиса» (1927) Фрица Ланга. Промышленный гигант и комбинат-терминатор. В центре композиции – огромный железный паук с горящими глазами.

От жуткого завод-чудовища, издающего, к тому же безумные звуки (хотя, это просто мужской вздох в замедленном темпе) я была в полнейшем восторге. И да, в нашем фильме этот монстр гораздо монстрее, чем изыски Ланга.

3. О «Финисте – Ясном соколе» (1975), где забыла упомянуть о том дивном чудовище, в кое превратили Финиста. Сейчас это смотрится даже мило – это не Чужой, не Хищник и не дементоры из «Гарри Поттера». Даже не Оно, будь оно неладно…

Однако для детей, рождённых в 1970-х, лесная нечисть представляла собой нечто особенное. Почему-то больше всего пугали не клыки, а лапы. И, разумеется, это создание выло и весьма громко. Это впечатляло в те годы.

4. Далее меня восторгал-и-пугал дизайн острова Волшебника из киносказки «Тайна железной двери» (1970). Оживающие гипсовые скульптуры, эстетный геометризм, сочетание белого и чёрного, вселенская пустота – этот интерьер мог бы перекочевать и в качественный хоррор made in USA.

Страшен был и сам Волшебник – дьявол с обличием хорошенького мальчика. Это, к слову, тоже типично для западной хоррор-продукции. Вообще, эта сказка гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд – здесь об одиночестве демонической сущности, которая желает вовлечь хомо-сапиенса в свои игры.

5. Ещё неимоверно радовала рука Водяного из сюжета «Варвара – краса, длинная коса» (1969). И напоминание: «За тобой должок». Собственно, такие замечательные руки также часто появляются в фильмах ужасов, причём, как всегда, неожиданно. Георгий Милляр мог бы сделать пышную карьеру в Голливуде – с такой-то фактурой и талантами.

Нет, сам Водяной не пугал. Единственное, что меня всегда удивляло — как у этой неимоверной субстанции могла быть столь чарующая дочь – собственно Варвара. Я так думаю, что практически из всех советских киносказок могли бы получиться качественные хоррор-фильмы, просто такой задачи не стояло!

Оцените статью
Топ-пять пугающих фрагментов из советских киносказок. А ваши варианты?
«Нехристианская» роль Валерия Приемыхова, которую он считал роковой ошибкой и тяжким грехом