Нетерпеливая ярость вырвалась наружу. Он ждал появления актрисы уже полчаса и, в очередной раз посмотрев на часы, прорычал:
— Я отказываюсь сниматься с этой дамочкой!
Откуда-то сбоку от декораций раздался звонкий голос с английским акцентом:
— Я с вами совершенно согласна, мистер Гейбл! Если бы я была мужчиной, то сказала бы этой Вивьен Ли, чтобы она катилась в Англию к…
Они вместе рассмеялись, гнев актера, утвержденного на роль Ретта Батлера, как рукой сняло, потому что сердиться на эту очаровательную женщину с глазами сиамской кошки и кошачьей же грацией было совершенно невозможно.

Такой была их первая встреча, Ретта Батлера и Скарлетт О’Хара, а вернее, актеров Кларка Гейбла и Вивьен Ли. Несомненно, одной из самых больших удач фильма «Унесенные ветром» был именно кастинг.
Актера на роль Ретта Батлера утвердили быстро и даже не спрашивая его мнения. Кларк Гейбл принадлежал студии MGM и по контракту не мог отказаться от ролей, которые руководство ему предлагало.

В данном случае у него не было права голоса, потому что продюсер фильма Дэвид Селзник, бредящий идеей снять фильм по роману писательницы Маргарет Митчелл вот уже несколько лет, невероятный перфекционист, готовый потратить сколько угодно денег и сил, только бы получить именно тот результат, который его удовлетворит, хотел только Кларка Гейбла.
«Я вовсе не нахожу, что так уж похож на Рэтта Батлера! — говорил сам актер. — Не понимаю, почему выбрали именно меня». Гейбл считал «Унесенных ветром» очередным женским кино, не представлявшим для него самого никакого интереса.
А вот с поиском актрисы на роль Скарлетт все было не так просто. Студия потратила девяносто две тысячи долларов, бесконечно отсматривая пробы и вызывая актрис, наряжая их в кринолин и делая пробы. Было отсмотрено 1400 претенденток, среди которых были как голливудские звезды, так и совсем начинающие актрисы и студентки театральных курсов.
Играть Скарлетт хотели Полетт Годар, Кэтрин Хепберн, Бетт Дэвис, Мириам Хопкинс, Джоан Беннет и другие звезды. Но Селзник отвергал одну кандидатуру за другой. В конце концов он увидел однажды фильм с молодой британской актрисой Вивьен Ли и потребовал вызвать ее.

Когда Ли услышала об этом предложении, она пришла в восторг. Она невероятно волновалась и по многу раз проходила сцены с Лоуренсом Оливье, своим возлюбленным и будущим вторым мужем. Он в тот год снимался в США в «Грозовом перевале». К роли Скарлетт Вивьен стремилась с «демонической настырностью». Когда в кругу друзей Оливье поднял бокал «за Хитклиффа!» (главного героя “Грозового перевала”), Вивьен произнесла: «За Скарлетт!», и, залпом выпив шампанское, с размаху бросила бокал об пол.
Съемки фильма уже начались, когда актрису на главную роль еще не подобрали. Первой сценой, которую Селзник и режиссер Джордж Кьюкор начали снимать, была сцена пожара в Атланте. Через пламя пробирались дублеры Ретта и Скарлетт, а Селзник потирал руки, очень довольный собой, ведь он одновременно снял масштабную эпическую сцену и избавился от старых декораций на киностудии.
После первых проб Вивьен Ли Селзник написал: «Круг сузился до Полетт Годар, Джоан Беннет и Вивьен Ли». Маргарет Митчелл же, увидев актрису, сразу сказала: «Это моя Скарлетт». В конце концов после еще трех проб Вивьен Ли была утверждена на роль и приступила к работе. По контракту она получала за участие в проекте в главной роли всего 25 000 долларов. Кларк Гейбл же за свою роль получил 120 000 долларов. Эта несправедливость объяснялась тем, что Гейбл уже был Королем Голливуда, а Вивьен Ли лишь начинала свою карьеру.
Первое время руководство киностудии опасалось, что зрителям не понравится выбор англичанки на роль Скарлетт, но в результате голосований публика выразила восторг. К тому же «лучше англичанка, чем янки»!

Интересно, что Барбара О’Нил, исполнившая роль матери Скарлетт, Эллин О’Хара, была всего на три года старше Вивьен Ли. Но учитывая, что по книге Эллин родила дочь в шестнадцать, эта разница не сильно бросается в глаза.
А вот Эшли Уилксу в начале романа «Унесенные ветром» всего двадцать пять лет, когда как актеру Лесли Говарду было на момент съемок 46 лет и он не хотел играть эту роль, но Селзник пошел на шантаж, обещал, что если Говард согласится сейчас, то потом он получит большую роль в другом фильме.
Что касается Оливии де Хэвилленд, сыгравшей хрупкую Мелани Уилкс, то по всеобщему мнению она была слишком красива для этой роли, ведь Мелани серая мышка, болезненная, скромная, а де Хэвилленд общепризнанная Голливудом красавица. И все же она получила эту роль, пройдя все кастинги и перевоплотившись в свою героиню.

В процессе съемок сменились три режиссера, прежде чем руководство взял в свои руки Виктор Флеминг. Причин было много, но совершенно точно, что первый режиссер – Кьюрок – ушел в результате конфликтов с Кларком Гейблом.
Им всем было непросто работать с Королем Голливуда. Гейбл опасался, что фильм превратится в банальную мелодраму, а Вивьен Ли боялась, что новый режиссер сведет ее роль до минимума.
Флеминг вычеркивал из сценария ее реплики, а Ли спорила с ним из-за каждой правки, в результате их споров аристократичная англичанка переходила на совершенно неожиданные ругательства. Флеминг как-то, разозлившись, бросил: «Мисс Ли, засуньте этот сценарий себе в вашу британскую королевскую…».

*

Однажды Гейблу передали какой-то неприятный комментарий от Вивьен в его адрес, и с тех пор перед каждой сценой, где они должны были целоваться, он съедал луковицу, чтобы досадить ей.
Кларк Гейбл вообще очень много скандалил на съемочной площадке. Например, он требовал строго соблюдать временные рамки рабочих смен и ровно в 18:00 покидал декорации. Кроме того он боролся за равные права черных актеров с белыми, требовал отменить раздельные зоны для цветного и белого персонала.

Обнаружив, что туалеты для черных и белых разделены, Гейбл возмутился:
«Он взял трубку, один из тех портативных телефонов, которые ему подносили, и позвонил Виктору Флемингу, режиссёру… А тот позвонил реквизитору. И я не знаю, кому ещё он звонил, но он ругался как сапожник и сказал: „Если вы не уберёте эти [чёртовы] знаки, у вас не будет Ретта Батлера в этом фильме“».
Потом уже перед премьерой он скажет, что не придет, если черных актеров не пустят в зал, и победит! Но вот на церемонии вручения премии Оскар ему не удастся добиться того, чтобы исполнительнице роли Мамми Хэтти МакДэниел было позволено сидеть вместе с остальными.

Но и Виктор Флеминг находил способы отомстить вздорному актеру. Во время съемок сцены, когда Ретт Батлер несет Скарлетт вверх по лестнице на руках, режиссер заставил актера повторить дубль двадцать два раза. А потом признался: «Кларк, я открою тебе секрет… Третий дубль был неплох — остальные 19 раз ты носил ее по лестнице просто для разминки!».

В сцене, где Ретт пытается соблазнить Скарлетт, Флеминг инструктировал ее: «Сопротивляйся, но не слишком сильно». И всё же, когда Гейбл потянулся к ней, она ударила его по лицу. Флеминг сказал: «Отлично!», и этот момент остался в фильме.
Вивьен Ли тоже пришлось терпеть унижения. Режиссер полагал, что ее формы недостаточно привлекательны и заставлял костюмеров пришивать к ее нарядам оборки и кричал: «Добавим ваты. Можно запихать в нее ваты, черт возьми!». Эти придирки доводили ее до исступления. Кроме того сцены снимались совершенно вразнобой и в один день она могла играть Скарлетт, когда погибает ее маленькая дочь и через пару часов сцену из первой части, где героине 16 лет.

Сцену в конце первой части фильма, где Скарлетт тряся кулаком клянется, что никогда больше не будет голодать, переснимали много раз. Проблема была в том, что продюсер требовал снимать на фоне алого рассвета, но солнце не всегда подчинялось перфекционисту Селзнику. Когда начинались съемки поднимался туман и все приходилось переносить на следующий день.
Тогда трейлер, где Вивьен могла загримироваться, привезли прямо в поле. Съемку надо было начинать на рассвете, когда на небе не было облаков. Для этого Вивьен следовало быть на месте в костюме и гриме уже в 5.30 утра, а это значило, что вставать ей надо было тремя часами раньше. Эта пытка в утреннем холоде продолжалась несколько дней, так как солнце отказывалось вставать по приказу Сэлзника, в кадре появлялись бесстыжие тучи.
Последним днем съемок фильма «Унесенные ветром» был 27 июня 1939 года. Они длились пять невыносимых месяцев. Но это того стоило!
Этот фильм можно смотреть бесконечно и писать о нем тоже можно бесконечно, поэтому это уже третий мой материал из цикла «Как создавали фильм «Унесенные ветром»», не считая совершенно уникального материала в Премиуме, где я для вас сделала перевод просто огромного пласта информации и поделилась редчайшими фотографиями со съемок. Так что не расходимся!

Решиться снимать «Унесенных ветром» мог только сумасшедший или влюбленный – влюбленный в роман и историю любви и преодоления, войны Севера и Юга, и сумасшедший, потому что это казалось совершенно невозможным.
Дэвид Селзник решился и, словно главная героиня романа «Унесенные ветром», не считаясь с препятствиями решался на любые траты и смелые решения, говоря себе: «Я подумаю об этом завтра». Результатом стал фильм на все времена, не знающий себе равных. Снятый в 1939 году этот фильм до сих пор лидирует во всех рейтингах и остается любимым для миллионов и миллионов зрителей.






