Откровенная сцена в фильме «Зигзаг удачи», о которой зрители не узнали, потому что её удалил сам Рязанов. Почему?

В январе 1969 года в широкий прокат вышел фильм Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи».

После громкого успеха предыдущей киноленты «Берегись автомобиля» критики и зрители встретили эту комедию Рязанова более сдержано. Фильм оказался лишь в третьем десятке самых кассовых премьер года. Тем не менее в 1969 году его посмотрели чуть больше двадцати миллионов человек, и для тех лет это был хороший результат.

Уже много писали о том, что режиссёр Эльдар Рязанов и сценарист Эмиль Брагинский первоначально хотели видеть в этом фильме других актёров. Например, роль Алевтины предназначалась Алисе Фрейндлих. Все реплики и диалоги этой героини Брагинский писал именно для неё. А главная роль фотографа Владимира Орешникова изначально предназначалась Иннокентию Смоктуновскому.

На роль красавицы Лидии Сергеевны Рязанов без проб приглашал Нинель Мышкову, с которой уже работал в фильме «Человек ниоткуда». А работницу сберегательного банка Олю должна была сыграть 30-летняя Тамара Сёмина. В итоге эту роль исполнила 24-летняя Валентина Теличкина, которую гримёрам даже пришлось слегка состарить для 42-летнего Леонова.

Итак, в фильме сыграли совсем другие исполнители. И у каждой замены была своя причина. В этой статье я не буду вдаваться в детали тех причин, так как это тема для отдельной публикации.

Пожалуй, самой неожиданной была замена Иннокентия Смоктуновского на Евгения Леонова, которую предложил сам Эльдар Рязанов. И этим шокировал Брагинского, так как актёры были совершенно разного плана. Брагинский был первым, кто узнал о таком варианте от Рязанова. И они договорились до поры об этом никому не говорить.

Дело в том, что когда Смоктуновский получил приглашение в фильм «Зигзаг удачи», он уже начал сниматься одновременно в трёх фильмах. Причем в двух из них («Первая любовь» и «Степень риска») в главных ролях. И хотя после комедии «Берегись автомобиля» Смоктуновский с симпатией относился к Рязанову, он просто физически не мог участвовать ещё и в четвёртом фильме.

Надо было искать другого исполнителя. Через много лет Рязанов рассказал, что, перебирая в голове разных актёров, уже сыгравших подобных персонажей, он вспомнил фильм Данелии «Тридцать три», в котором Евгений Леонов сыграл очень похожую в эмоциональном плане роль: наивный, добрый и искренний недотёпа, попавший в непривычные для себя обстоятельства.

К тому времени Леонов уже был утверждён на роль директора фотоателье (в фильме его сыграл Алексей Грибов) и тоже удивился таком предложению Рязанова. Но согласился.

Рязанов понимал, что замена Смоктуновского на Леонова могла шокировать не только Брагинского, но и худсовет. Своего сценариста то он сумел убедить, а вот с членами художественного совета могли быть проблемы.

И тогда Рязанов пошёл на хитрость. После отказа Смоктуновского, которого худсовет заочно уже утвердил, режиссёр тянул с предложением замены до последнего момента. Якобы искал подходящего актёра. А когда уже время поджимало и надо было начинать съёмки, выставил кандидатуру Леонова. И расчёт Рязанова сработал: члены худсовета удивились, поморщились, но, находясь в цейтноте, вынуждены были согласиться.

И в целом Евгений Леонов не подвёл режиссёра. Как позже признался Эмиль Вениаминович Брагинский, этот был тот случай, когда результат получился даже лучше ожиданий. Фотограф Владимир Орешкин в исполнении Леонова был совершенно другим, как представлял себе Брагинский. И оказался в чём-то лучше и смешнее, что было важно для комедии.

Но во время съёмок картины произошёл забавный случай, из-за которого пришлось немного подправить первоначальный сценарий. По мнению Рязанова, Леонов не смог справиться с одной сценой, которую Смоктуновский наверняка бы отыграл без проблем.

Дело в том, что в первом варианте сценария Брагинский включил в сюжет «эротическую» сцену между Орешниковым и Лидией Сергеевной. Я взял слово в кавычки, потому что сегодня на такой пассаж в кадре никто бы даже не обратил внимание. Но в те годы подобный эпизод как минимум стал бы предметом обсуждения на худсовете.

Итак, в сцене, когда Лидия Сергеевна объяснилась в любви к Владимиру Орешникову, находясь у него дома, от нахлынувших чувств они слились в объятиях и упали на диван.

На этом первая часть эпизода заканчивалась. Далее зритель должен был сам дорисовать в своём воображении картину измены Орешникова Оле, а Лидии Сергеевны — своему муж-рентгенологу.

После небольшой паузы, во время которой повествование на короткое время перенеслось в фотостудию, где их коллеги обсуждали ситуацию с выигранными деньгами, сюжет опять вернулся в квартиру Орешникова. Предполагалось, что всё уже произошло и дальше по первому варианту сценария идёт следующий диалог:

«Лидия Сергеевна лежала на диване, укрытая пледом, Владимир Антонович расположился у неё в ногах.

— Лида, уже поздно. Пойдем, я тебя провожу! — Орешников с некоторым опозданием корил себя за капитуляцию.

— А чего я дома не видела? — лениво ответила Лидия Сергеевна.

— Нехорошо, муж будет беспокоиться… — гнул свою линию новоиспечённый любовник.

— Не выпроваживай меня! Я тебя люблю и остаюсь здесь навсегда!

Орешников понял, что попал в безвыходное положение и сам это заслужил. Надо было как-то выпутываться.

— Иди ко мне! — позвала Лидия Сергеевна.

— Обожди! Я думаю…»

Сцена в фильм не вошла. Хотя было снято несколько дублей.

Рязанов позже признался, что Леонов в этих кадрах был неубедительным. Актёр просто не знал, как сыграть подобный эпизод. Ну, не получилось у него изобразить того мачо, который вдруг проснулся в Орешникове рядом с красавицей Лидией Сергеевной. И режиссёр полностью убрал всю сцену из фильма.

Кстати, по задумке Брагинского, когда в финале деньги были поделены и все работники фотостудии использовали их по своему усмотрению, Орешников вместо своей мечты — нового фотоаппарата «Зенит» (а ради его покупки он и затеял всю эту авантюру) покупает своей невесте Оле шубу.

Несмотря на то, что никто так и не узнал о том постыдном событии с Лидией Сергеевной, он, как честный и благородный человек, испытывал перед Олей свою вину. И шуба была его платой за ту минутную слабость.

Но зрители, не зная того, расценили купленную шубу как ещё одно доказательство любви Орешникова к Оле. А вся история забавного и наивного романа главного героя с чужой женой многим показалась недосказанной.

Оцените статью
Откровенная сцена в фильме «Зигзаг удачи», о которой зрители не узнали, потому что её удалил сам Рязанов. Почему?
Согреть господину постель