Приключенческий трёхсерийный телевизионный фильм режиссёра Евгения Татарского «Приключения принца Флоризеля» давно входит в Золотой фонд отечественного кино. Его создание сопровождали интересные факты и обстоятельства, которые в итоге и сделали фильм шедевром советского телевидения.
О некоторых из них я расскажу в этой статье.
Сценарий к фильму написал писатель Эдгар Дубровский. Он же автор сценариев к таким популярным фильмам, как: «Два долгих гудка в тумане», «Преферанс по пятницам», «Красная стрела», «Холодное лето пятьдесят третьего…».
За основу сценария он взял цикл повестей шотландского классика Роберта Стивенсона «Клуб самоубийц» и «Алмаз раджи». Позже Дубровинский рассказывал, что сами повести были написаны с подробными мизансценами, что сильно облегчало написание сценария.
Но сценарий достаточно долго не привлекал режиссёров. Снимать о скучающем принце несуществующей страны никто не хотел, пока тетрадь с текстом волей случая не попал в руки Евгения Татарского.
Произошло это и правда случайно. Однажды Евгений Маркович пришел в гости к знакомому киноредактору, чтобы сыграть партию в шахматы. Во время игры его привлекла тетрадь, которую при нём вернул редактору курьер киностудии. Пока соперник думал над ходами, Татарский быстро пробежался глазами по тексту сценария и сразу принял решение снять этот фильм.
Съёмки начались в апреле 1979 года. Уличные сцены Лондона и Парижа снимали в Каунасе и Вильнюсе, сам клуб самоубийц расположился в старинном особняке на Каменном острове в Ленинграде, дворец и оранжерея принца находились в сочинском дендрариуме, а все съемки в помещениях снимали в павильонах «Ленфильма».
Герой произведений Стивенсона был наследным принцем вымышленной страны Богемии. Дубровский решил позаимствовать имя и титул героя фильма из другого английского произведения — шекспировской «Зимней сказки», а сама страна стала называться Бакардией.
Конечно же, фильм состоялся из-за участия в картине звездного состава прекрасных актёров: Олега Даля, Игоря Дмитриева, Донатаса Баниониса, Любови Полищук, Евгения Киндинова, Елены Соловей, Владимира Басова, Михаила Пуговкина и других.
Слова к романсу для фильма написал известный поэт Илья Резник. Более того, он снялся в одном из эпизодов картины в роли преступника-инвалида, где был вполне узнаваем.
Важную роль в фильме сыграл портрет Клетчатого. Лидера преступного мира сыграл Донатас Банионис. По сюжету его не просто боялись – он наводил ужас на всех лондонских преступников. Даже художник, который взялся написать его портрет, испугался или, возможно, испытывая ужас, не смог сделать его в стиле реализма. Но тем не менее, он был всё равно узнаваем.
Портрет Клетчатого
История этого портрета началась еще при подготовке к съёмкам. Сначала хотели просто подобрать одну из известных работ Пикассо, которая бы подходила по стилю. Но потом в худсовете посчитали, что это будет похоже на насмешку над творчеством великого классика. Поэтому портрет персонажа Баниониса в стиле Пикассо создал художник-постановщик фильма Исаак Каплан.
Позже Каплан подарил этот портрет литовскому актёру, и портрет потом долгие годы провисел в домашнем кабинете Баниониса.
Фильм собирались показать в канун нового 1980 года. Но художественный совет не принял картину. В ней увидели намёк на тоталитарную власть в СССР и симпатии к монархической власти. Да и само название картины было как набор почти запрещённых в советском обществе терминов: клуб, самоубийство, титулованная особа (первое название фильма было ««Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы»). Также не понравилось и то, что по сути отрицательный персонаж и авантюрист принц Флоризель, выставлен в фильм положительным героем.
Короче, картину уже собирались положить на полку, но Татарский пообещал исправить все замечания художественного совета и попросил время на исправления.
В итоге фильм стал называться более привычно для советских зрителей «Приключения принца Флоризеля». В самом фильме сместили акценты к тому, что это не детективная история, а некая сказка для взрослых с полностью вымышленными героями, которые не имеют к реальности никакого отношения.
Чтобы внести в фильм иронию над принцем Флоризелем, да и вообще над сюжетом, был написан закадровый текст, прочитанный Игорем Дмитриевым от лица его персонажа. Рассказ был в стиле записей личного дневника полковника. Всё это в значительной мере изменило восприятие фильма, и ровно через год в январе 1981 года прошла его премьера по первой программе центрального телевидения. Успех был ошеломительным, и фильм сразу стал телевизионным шлягером. Таким он остается и по сей день.
В статье использованы кадры из фильма «Приключения принца Флоризеля» (1979 год).